Экспедиция на Бабиновскую дорогу
Я загорелся идеей путешествия по Бабиновской дороге в декабре 2002 года, когда ознакомился в I-net`е с отчётами о путешествиях по ней соликамцев Ю.С. Чиркова и Ю.Е. Юдина (забегая вперёд скажу, что с первым довелось пообщаться лично). А чуть позже – с отчётом белоруссов об их походе в 1998 году.Дальше – больше. Разыскивал материалы в сети, в прессе, одолевал знакомых просьбами привезти ту или иную газету из города, куда они ехали.
Попутно заразил своей страстью Виктора Павловича Шестакова, своего земляка, главное увлечение которого – автопробеги и автомобильные экскурсии с участием подростков.Где-то к концу февраля 2003 года решение созрело окончательно: летом едем непременно! Тем более, на следующий год уже планировалось включить отрезок Бабиновской дороги в экскурсионный маршрут “Золотое кольцо Урала” протяжённостью 5.000 километров, по которому Виктор Павлович повезёт детей из Москвы и Миасса.
Немного истории
В 1595 году посадский человек из села Верх-Усолка Артемий Софронович Бабинов предложил вместо длинной Чердынской дороги короткий путь через Урал от Камы до реки Туры. По указу царя Фёдора Иоанновича он же и руководил строительством новой дороги протяженностью около 280 километров.11 января 1598 года царской грамотой повелевается закрыть дорогу через Лозьвинский городок и учредить таможню в Верхотурье.
Эта дата и является датой открытия дороги, которую народ помнит до сих пор как Бабиновскую. В течении 165 лет (с 1598 по 1763) государева Бабиновская дорога была единственным разрешённым путём в Сибирь, т.к. специальным указом предписывалось с её открытием устроить на всех иных известных дорогах и тропах засеки, чтоб не было возможности ни пешему пройти, ни конному проехать.Дорога просуществовала до 1960-х годов не смотря на то, что после открытия более короткого пути из Перми в Екатеринбург стала приходить в упадок. Ещё в годы Гражданской войны по ней в обе стороны шли войска, а в окрестностях действовал красный партизанский отряд.
Подготовка экспедиции
Итак, собрались вместе два энтузиаста, А.В. Горохов и В.П. Шестаков и кликнули клич среди своих друзей и знакомых. Первый через Всемирную Паутину, а второй – более традиционным, вербальным путём. Откликнулось около двадцати человек, и возникла реальная перспектива собрать некий разношерстный коллектив, усадить его в вездеход “Урал-Вахта” и отправиться штурмовать Уральские горы.Но, как говорится, мы предполагаем, а обстоятельства располагают.
На все наши письма (Представителю Президента РФ по Уральскому Федеральному округу, губернаторам Челябинской и Свердловской областей, мэру г. Миасса, Генеральному директору автомобильного завода “Урал”) с просьбой оказать содействие в организации экспедиции ответ был стандартный: не запланировано в смете расходов на текущий год. Даже автозавод “Урал”, которому мы готовы были оплатить стоимость горючего и обеспечить рекламу в СМИ и Интернете, “дал полный отлуп”.
Плюс в силу самых разнообразных обстоятельств отпала большая часть желающих ехать.Старт экспедиции, планировавшийся на 8 июля 2003 года (пытались подлизаться к автозаводу “Урал”, который в этот день празднует выпуск первого автомобиля), без какого-либо душевного трепета (с какой такой радости мы будем оглядываться на этих жмотов?) мы перенесли на 09 июля.Суета последних дней высветила перед нами перспективу отправиться на двух УАЗах, предоставляемых Миасским краеведческим музеем.
Но и здесь вышел прокол: УАЗы не смогли ехать, а с ними и группа работников музея во главе с его директором Н.Н. Мигуном.В песне поётся про то, что осталось только трое из восемнадцати ребят. Нас же на день отъезда осталось четверо. Без экспедиционного транспорта.Отступать было некуда. У двоих участников экспедиции из Москвы “тикало” отпускное время, В.П. Шестакова поджимала запланированная на 16 июля автобусная экскурсия. Пришлось идти на крайние меры…
Мы стартуем
Оставался крайний вариант, которым и пришлось воспользоваться: мы в течении двадцати минут с момента, когда стало ясно, что УАЗы не выйдут в ближайшие пару дней, загрузили мою личную “Волгу” вещами, припасами и стартовали.Конечно, это была авантюра. “Старушка” ГАЗ-3110, после 137.000 километров пробега уже просила капитального ремонта двигателя и была совершенно не предназначена для тех целей, которые мы ставили перед собой.
Но иного выхода не было.Итак, 09 июля 2003 года в 16-40 местного времени трое в “Волге” (не считая водителя-руководителя) отправилась в дальние края.С двумя участниками экспедиции вы уже знакомы. Я, Горохов Александр Викторович, планировавший быть руководителем, в силу обстоятельств совместил ещё и должность водителя. Виктор Павлович Шестаков занял место по правую руку от меня, обозвавшись штурманом, а расположившимся на заднем сиденьи москвичам Денису Загороднову и Сергею Доле пришлось довольствоваться почётным званием участников.
Первый день пути
По давным-давно накатанной и привычной дорожке мы быстренько одолели 52 километра от Миасса через Златоуст до вершины перевала Уреньга, на которой сделали первую остановку, чтобы снять открывшийся вид на высочайшие вершины окрестностей – хребет Таганай (высота более 1000 метров).
ПРИМЕЧАНИЕ: Часть фотографий позволяет щелчком наведённой на них мыши открывать их увеличенный вариант.
После короткой остановки на Уреньге наш путь пролегал по трассе М5 Москва-Челябинск до поворота на г. Сатка, в центре которого, разменяв первую сотню км, остановились в 18-30 ещё раз, чтобы осмотреть любопытный новодел – часовенку, построенную местной швейной фирмой.
Часовенка сочетает в себе совершенно несовместимые по церковным канонам стили: здесь и православные кресты, и скульптуры евангелистов, и колокол на открытой площадке, и сфинксы при вратах. Вот будет простор для написания диссертаций историкам будущего!
Как одна из достопримечательностей снималось АО “Магнезит”, но лично меня промышленные пейзажи не очень вдохновляют увековечить их на своём сайте. Мне куда приятнее выложить панораму реки Ай, снятую в посёлке Межевой, где мы остановились в следующий раз. А в 19-10 на 135-м километре пути пришла пора покидать Челябинскую область.
Кигинский, Мечетлинский и Дуванский районы Башкортостана мы одолели с тремя остановками, две из которых сделали для съёмок, а третью – чтобы перекусить в небольшом придорожном кафе возле санатория “Карагай” на окраине села Большеустьикинское. Случилось это в 21-40, и одометр показывал на том момент 236 километров. Приятным открытием для меня была отличная природная минеральная вода “Карагай”, разливаемая в санатории.
Девушки-продавцы сообщили, что нередок у них и кумыс. Правда, бывает его мало и проезжие очень быстро раскупают.Северо-восточный угол Башкортостана мы пересекли не торопясь: по моему опыту местные сотрудники ГАИ очень любят караулить наглеющих иногородних водителей в укромных уголках с радаром в руке. Тем не менее, достаточно быстро мы оказались в Свердловской области, куда Виктор Павлович въехал на “лихом скакуне”.
Остановку в старинном казачьем городе Красноуфимске сделали в 22-45 ради съёмки местного храма, одолев 244 версты. Солнышко уже зашло, и фотографии показались мне не совсем удачными. Поэтому я привожу снимок, сделанный с того же места двумя неделями ранее.
В девятнадцати километрах от Красноуфимска в 23-20 мы выехали на трассу Пермь-Екатеринбург. Именно ту, которая в 1763 году заменила Бабиновскую дорогу. Правда, современная дорога в основном идёт параллельно старой, но местами с ней совпадает. Кроме того, на донельзя разбитых участках современной дороги идёт ремонт, и нам пришлось ехать между сёлами по старому пути, празднующему в этом году своё 240-летие.Уже в темноте мы съехали с большака на убитый грейдер, чтобы попасть в точку нашей первой запланированной остановки, село Нижнеиргинское.
Выруливая между колдобинами, я обратил внимание на то, что куда-то пропала зарядка аккумулятора, а стрелки остальных приборов машины скачут, будто резвые жеребята. Но в темноте на малопроезжей дороге разбираться было лень. Да и время от времени всё нормализовывалось. Так и дотянули до хорошего асфальта Красноуфимск-Нижнеиргинск, о котором мы ранее не подозревали.Заночевать решили на природе.
Поэтому проехали всё село насквозь и за его околицей полезли в гору по первому попавшемуся просёлку.И тут наша “Волга” встала…Без каких-либо признаков жизни…Как оказалось, не выдержала тряски изготовленная по технологии порошковой металлургии плюсовая клемма аккумулятора. Она просто обломилась.Кое-как соединив её обломки, ровно в полночь мы забрались-таки в горку и устроили отбой на краю большого луга, пройдя за день 395 км