Родина мать зовет
Пожалуй ни в нашей стране, ни за ее пределами не найдешь человека, который не восхищался бы величественным монументом «Родина-мать зовет!», установленном в городе-герое Волгограде на Мамаевом кургане. Скульптура является композиционным центром памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы.
Строительство шло восемь лет
Главным скульптором и руководителем проекта был назначен Евгений Викторович Вучетич, уже создавший за десять лет до этого памятник-ансамбль воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине и скульптуру «Перекуем мечи на орала», которая до сих пор украшает площадь перед зданием ООН в Нью-Йорке. Вучетичу помогали архитекторы Белопольский и Демин, скульпторы Матросов, Новиков и Тюренков. По окончании строительства все они были удостоены Ленинской премии, а Вучетичу была вручена еще и Золотая Звезда Героя Социалистического Труда. Руководителем инженерной группы, работающей над строительством мемориала, был Н.В. Никитин — будущий создатель Останкинской башни. Главным военным консультантом проекта стал маршал В.И. Чуйков — командир армии, отстоявшей Мамаев курган.
Строительство монумента продолжалось в течение восьми лет – с мая 1959 по октябрь 1967 года. С 1972 года на Мамаевом кургане периодически проводились строительные и реконструктивные работы. В 1978 году скульптура была укреплена. Расчет устойчивости проводил доктор технических наук Н.В. Никитин. В 2010 году начались работы по более эффективному обеспечению безопасности памятника.
Работы шли и днем, и ночью
Высота монумента «Родина-мать зовет!» без меча составляет 52 метра, вместе с мечом 85 м. Вес статуи без меча – 8 тысяч тонн. Длина меча 33 метра, вес – 14 тонн. Изначально меч был выполнен из нержавеющей стали в титановой оболочке. Однако колоссальные размеры статуи вызвали сильное раскачивание меча, особенно в ветреную погоду. В результате конструкция деформировалась, листы титановой оболочки меча сместились, при покачивании возникал неприятный металлический скрежет. В 1972 году меч подвергся реконструкции: лезвие было заменено на новое – из фторированной стали. На возведение памятника было израсходовано 5.500 тонн бетона и 2.400 тонн металлических конструкций. Перед началом строительства был заложен фундамент глубиной 16 метров. На него установили двухметровую плиту. Толщина железобетонных стен скульптуры составляет около 30 см.
Предполагалось, что основание монумента обложат камнем, но пока шли работы, скульптура по велению Н.С. Хрущева «подросла» в полтора раза (с первоначальных 36 метров она увеличилась до 52 метров). Чтобы укрепить фундамент, сверху насыпали 150 тысяч тонн земли. Сам монумент был отлит на месте, на кургане, лишь голова и меч были созданы отдельно и устанавливались с помощью вертолетов. Строительство кипело днем и ночью. В те времена «Родина-мать» была самой высокой статуей в мире. С годами ее высоту обогнали другие статуи, и на сегодняшний день она занимает одиннадцатое место в списке рекордов книги Гиннеса.
Здесь когда-то шли жестокие бои
Место, на котором воздвигнут величественный памятник, было выбрано не случайно. В 200 м от статуи находится легендарная 102-я высота, за которую во время Великой Отечественной войны в течение 140 дней шли жестокие кровопролитные бои. Монумент «Родина-мать зовет!» является второй частью триптиха. Первая его часть расположена в Магнитогорске, она называется «Тыл – фронту!» Третья часть, под названием «Воин-освободитель», находится в Трептов-парке (Берлин, Германия). При создании триптиха подразумевалось, что меч, который выковали уральские кузнецы, подняла Родина-мать в Сталинграде, а опустили его советские воины в Берлине, одержав победу в Великой Отечественной войне.
«Родина-мать» является образом собирательным – и внешне, и внутренне. Изначально в замыслах авторов скульптура должна была выглядеть совсем иначе. В первом проекте Родина-мать держала не меч, а знамя, а у ее ног склонялся солдат.
Ярус за ярусом
Отливали монумент прямо на месте. Рядом стоял уменьшенный в 10 раз макет (в сравнении с ростом человека фигура «Родины-матери» увеличена в 30 раз). И по трафарету статую потихоньку собирали, заливая ярус за ярусом. Была необходимость в непрерывной поставке бетона, даже незначительная задержка могла нарушить прочность многотонной конструкции.
Грузовики, подвозившие бетон, помечались особыми знаками. Водителям же разрешалось нарушать правила дорожного движения, они могли даже проезжать «на красный», не опасаясь того, что их остановят сотрудники ГАИ. Бетон использовали такой же, как и при строительстве Волжской ГЭС. Наполнители подбирались очень тщательно – все самое лучшее. Бетон хорошо себя чувствует на сжатии, но не на растяжении. Для того чтобы предотвратить растрескивание конструкции и обеспечить жесткость, ее стянули стальными тросами. В трех секциях 99 канатов, которые идут от пяток до уровня груди. Каждый из них выдерживает нагрузку в 60 тонн. На тросах установлены специальные электромагнитные датчики. Они записывают частоту колебаний, по которой специалисты НИИ энергетических сооружений контролируют натяжение.
К своему основанию скульптура никак не прикреплена и держится только благодаря собственной тяжести.Есть мнение, что за основу скульптуры Евгений Вучетич взял образ античной богини победы Ники Самофракийской, также на творческий замысел мог повлиять барельеф с «Марсельезой» в Париже, где тоже изображена женщина с мечом.
Монумент «Родины-матери» в отличие от статуи Свободы изначально не предназначался для того, чтобы проводить экскурсии внутри. Поэтому здесь нет внутренней отделки. Даже опалубку со стен сняли только после пожара в Останкинской телебашне. Сооружались эти два гиганта советской эпохи по одной технологии. Остатки досок кое-где на стенах до сих пор остались.
Самый сильный образ пропаганды
Сам образ «Родины-матери» стал одним из самых сильных образов советской пропаганды после того, как в 1941 году Ираклием Таидзе был создан, пожалуй, самый известный агитационный плакат Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет!»
На Мамаевом кургане похоронено более 35 тысяч человек. Из 200 дней Сталинградской битвы борьба за эту высоту продолжалась 135 суток. Даже зимой Мамаев курган оставался черным от разрывов бомб, на один квадратный метр приходилось от полутысячи до 1200 осколков и пуль. Весной 1943 года трава здесь так и не взошла.
В мире существует очень мало подобных скульптур, например — монумент «Родина-мать» в Киеве, памятник Петру I в Москве. Для сравнения: высота Статуи Свободы от пьедестала — 46 метров. Высота статуи Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров.