Почему появился бронзовый век

БСЭ III пишет, что «на древнеславянских языках свинец именовался оловом; это название сохранилось в современном чешском языке (Olovo)». Чудинов конкретизирует: «на Руси в конце средних веков СВИНЕЦ назывался ОЛОВОМ, так что польский и русский языки в этом отношении еще не разошлись». (Чудинов В.А.Тайные руны древней Руси.М.: «Вече»,2005, с.117) Кеслер считает, что оловом называли любой выплавленный металл еще в XVвеке: «По-гречески «олвиос» означает «богатый», «счастдивый». Литейное дело, естественно, было весьма доходным производством, откуда и вторичный смысл: олвио= литейщик =богатый. При этом «литье» в ХV веке обозначало любой выплавленный металл. Отсюда и старопольское olow «свинец», и греческое… «сталь». (Кеслер, 85)
Средневековая бронза – это сплав меди и олова. Когда начали добывать медную руду установить невозможно. В некоторых месторождениях медных руд присутствует до 2% олова. При переработке такой медной руды получалась бронза с содержанием до 2% олова. Если процентное содержание олова в бронзе больше 2% – то присутствие олова в сплаве имеет искусственный характер. 

Почему в XVII веке начали различать олово и свинец.

Кеслер пишет: «Олово первоначально начали добывать из оксида SnO2 (касситерит, оловянный камень), поскольку сульфидный минерал станнин Cu2FeSnS4 (изоморфный халькопириту) открыт только в новейшее время. Оловянный камень, высокоплотен, потому концентрируется и встречается в виде россыпей. Сравнительно легко восстанавливается углем. Первую настоящую оловянную бронзу научились выплавлять, по Дейтону, скорее всего, в Восточной Европе (Унетицкая культура), затем на п-ове Корнуолл (Британия). Несмотря на греческое название минерала (касситерос = олово), месторождений касситерита нет ни в Северной Африке, ни на территории Италии, Греции и Турции».
БСЭ III сообщает, что «касситерит (оловянный камень), минерал, оксид олова, SnO2. Название происходит от греч. «касситерос» – «олово». И минерал, и металл описаны еще Плинием Старшим (23–79 н.э.). Олово было завезено в Италию из Корнуолла (Англия) римскими легионерами Юлия Цезаря. Месторождения Корнуолла ныне истощены». БСЭ Ш пишет, что касситерит «встречается в виде тетрагонально-призматических или дипирамидальных кристаллов. Характерны коленчатые двойники с входящим углом между индивидами. В россыпных месторождениях присутствует в виде окатанной гальки («речное» или «аллювиальное олово»).

Разновидности олова

Еще одна природная разновидность – «деревянистое олово», скрытокристаллический агрегат касситерита концентрически-зонального или радиально-волокнистого строения, напоминающий срез дерева. Касситерит – типичный высокотемпературный минерал. Встречается в гидротермальных жилах («жильное олово»), пегматитах, грейзенах (метосоматических горных породах с вкраплениями рудных минералов). Материнской породой всегда служит гранит с высоким содержанием калиевого полевого шпата. Касситерит – главный рудный минерал олова, часто ассоциирует с вольфрамитом, рудным минералом вольфрама.

Несмотря на относительно широкую распространенность, касситерит редко образует промышленные месторождения». (БСЭ) Месторождения касситерита обычно генетически связаны с гранитными породами; наиболее интересные промышленные его скопления характерны для гидротермальных кварц-касситеритовых и сульфидно-касситеритовых жил. В зонах окисления и поверхностного выветривания касситерит устойчив; при разрушении коренных месторождений накапливается в россыпях.

Средневековые месторождения касситерита находились на Британских островах (на Корнуэлле), Саксонии, Богемии. Слово Олово в немецком Zinn, английском Tin, французском Etain происходит от древнегерманского zein – палочка или пластинка. (Олово). Существует мнение, почему олово первоначально называли zein – палочка или пластинка. Это объясняется тем, что олово имеет серебристо-белый цвет, но темнее серебра. Оно немного тверже свинца и очень тягуче – при вальцевании дает чрезвычайно тонкие листы, но проволока из него легко рвется. В обыкновенных условиях оно имеет кристаллическую структуру. При изгибе прутков, палочек или пластинок чистого олова слышен легкий треск — «оловянный крик».

Лингвистическое происхождение

Лингвистический факт свидетельствует о том, что англичане и французы от немцев узнали, что такое олово. Тем самым, сбор олова в россыпях был организован в Англии после того, как богемские рудокопы стали добывать касситерит из гранитной массы.

«Инструменты для работы в каменоломнях состояли из кайла с острием, зубила, лома, клиньев, кувалды и пил с зубьями и без зубьев. На стенах шахт во многих местах еще видны следы, оставленные при работе зубилом. Изготовляли инструменты, по-видимому, всегда из железа. Самую выломку камня производили при помощи железных или деревянных клиньев. После того, как определена, была глыба, подлежавшая выломке, ее отделяли от массива бороздой, шириной и глубиной от 6 до 9 см. Затем в этих бороздах пробивали по прямой линии отверстия для клиньев на равных расстояниях одно от другого. Если работали при помощи железных клиньев, то выломку глыбы производили одновременным вбиванием клиньев в отверстия. При работе же с деревянными клиньями, которые делались из хорошо высушенной древесины, их плотно забивали в отверстия и затем поливали водой — клинья разбухали, глыба откалывалась от пласта. Таким способом выламывали иногда огромные глыбы камня. Так, порог главной двери храма Аполлона в Дидиме имел почти 8 м длины, больше 2 м ширины и 1.5 м высоты». (Максимова) 

Выломку камня с помощью железных или деревянных клиньев можно производить только из мягких пород: известняка и мрамора, но нельзя из твердых пород как гранит. Это отмечают авторы ВИХ: «При этом довольно часто отмечается Богемия как один из центров снабжения оловом бронзовой металлургии. Но месторождения олова там глубоко залегают в гранитах, так что вряд ли они были доступны древнему рудокопу». (ВИХ)

Добыча олова в Богемии и Саксонии началось тогда, когда начали использовать пороховые мины при добыче гранита. «Следующий важный технический шаг в горнодобыче приходится на конец 20-х годов XVII ., когда впервые в Германии был применен метод взрыва породы». (Ястребицкая) Это произошло в 1627 на рудниках Банска-Штьявницах, где впервые в мире был использован порох для дробления горных пород. Тогда обнаружили касситерит. Оловянная и медная руда давали бронзу – сплав тверже меди. Началась целенаправленная добыча оловянной руды с использованием пороховых мин. Использование дорогостоящего пороха при добыче касситерита объясняется тем, что бронза для пушек состояла из 90% меди и 10 % олова. Религиозная 30-летняя война (1618–1648) разрушила оловянную промышленность в Саксонии и Богемии, потому что весь порох уходил на введение военных действий. Производство впоследствии возобновили, но вскоре оно пришло в упадок из-за открытия богатых месторождений в Америке.

Выводы

Суммируем: Впервые олово начали добывать с использованием пороховых мин в Германии в 20-х годах ХVII века. Тогда же начали различать олово и свинец, что зафиксировано было историками. Появилась бронза и само слово «бронза». Так, в письменном английском языке слово bronze появилось в 1645. «В …начале XVII в. появились описания изготовления латуни из соединения меди с оловом. Олово стали широко использовать для лужения поверхности листовой меди и железа». (Ястребицкая) Впервые промышленную добычу олова и его переработку организовал в Англии Andrew Yarranton в 1652. Первые монеты из олова достоинством фартинг и полпенни начали чеканить в Англии в ХVII веке. 


В связи с изложенным, латинское название олова – Stannum или Stagnum – никак не могло войти в употребление в Риме в императорский период, потому что олово от свинца в латинском языке начали различать только в ХVII веке, и следовательно смысл олова «древнелатинское» слово приобрело в этом же столетие. До того, слово Stagnum на латинском языке означало “стоячую воду”, “пруд”, “озеро” и в переносном смысле “море”. (Олово) 
Таким образом, если процентное содержание олова в бронзе больше 2% – то эта бронза выплавлена не ранее 1627. Поэтому не ранее этого времени датируются «древние» китайские, римские и греческие монеты; погребальные курганы скифов, египетские пирамиды, где было найдено олово, и многие другие археологические памятники. 

Появление бронзового века.

«Касситеритами, вероятно, называли сначала все Британские острова. По-видимому, возможность добычи олова на Касситеридах в стародавние времена остается достаточно вероятной. Изучение древних оловянных предметов в Англии показало, что выплавка олова началась на Британских островах в более позднее время. Поэтому американские исследователи сомневаются в существовании там древней добычи оловянных руд Существует мнение, что олово доставлялось с Корнуэлла и с близлежащих островов, ранее называвшихся ”Касситериды”». (ВИХ) Греческое обозначение оловянной руды связано с наименованием Британских островов. Само слово cassiterite появилось в письменном английском языке в 1858. Слово в письменном языке появляется, самое поздние, через 40-50 лет, после его появления в устном языке. Другими словами, по этому показателю, слово cassiterite мог появиться в начале XIX века.

Что тогда начали придумывать древнюю историю Греции и Британских островов в контексте появления «олова»? 
Слово cassiterite появилось в письменном английском языке в 1858, оттого, что только в 1813 датский историк Ведел Синонсен опубликовал гипотезу о каменном, бронзовом и железом веке. Гипотеза не была подкрепленная археологическими данными, но привлекла внимание других ученых. Корякова пишет: «Первые принципиальные хронологические системы создавались, в основном, в XIX в. в русле эволюционной теории. Понятие “железный век” попало в науку не сразу. Его впервые ввел датский археолог К. Томсен (1788-1865), работавший директором Копенгагенского музея. Все памятники, из которых происходили имеющиеся в музее вещи, он распределил на три группы: предметы из камня, бронзы и железа. Сначала эта система вызвала много возражений со стороны традиционно настроенных ученых. Однако она все же была поддержана и вскоре стала общепризнанной. 

Развитие разработки

Разработка периодизации в XIX – начале XX вв. была тесно связана с типологическим методом, одним их основателей которого считается шведский ученый Оскар Монтелиус (1843-1921). Он … в 1885 г. опубликовал результаты своей пятнадцатилетней работы. Ученый разделил бронзовый век на периоды и обозначил проблему начала железного века, подчеркнув, что он наступает только с всеобщим употреблением железа. По О. Монтелиусу, в бронзовом веке Северной Европы выделялось шесть стадий, последняя из которых соответствовала раннему железному веку. В абсолютных датах эта периодизация выглядела следующим образом. Период 1 (1600-1400 гг. до н.э.), Период 2 (1400-1250 гг. до н.э.), Период 3 (1250-1150 гг. до н.э.), Период 4 (1150-900 гг. до н.э.), Период 5 (900-650 гг. до н.э.), Период 6 (650-450 гг. до н.э.)». В ХХ веке появились другие модели периодизации, но они уже существовали в изложенной парадигме.

Мотив исторической фантазии о бронзовом веке прозрачен. Патриарх Моисей написавший Пятикнижие и первый поэт Гомер различают олово и свинец, что датирует их творчество не ранее 1627. О том, что автора Пятикнижия необходимо искать в ХVII веке говорит факт, что «у иезуитов, работавших в конце ХVI века в качестве миссионеров в Китае, Библии еще с собой не было, хотя они и стояли в тесном контакте с Ватиканом. Обращение в христианство осуществлялось на основе катехизисов, т.е. кратких изложений постулатов веры». (Топпер, 260)

О датировке Торы также может свидетельствовать математическое открытие П.Ферма (1601–1665), обнародованое в 1636 году. Сингх пишет: «Одно из открытий Ферма касается так называемых дружественных чисел, тесно связанных с совершенными числами, так восхитившими Пифагора двумя тысячами лет раньше. Дружественными числами называются два числа, каждое из которых равно сумме делителей другого числа. Пифагорейцы совершили необычайное открытие, установив, что 220 и 284 — дружественные числа. Делителями числа 220 служат числа 1, 2, 4, 5, 10, 11, 20, 22, 44, 55, 110, а их сумма равна 284. С другой стороны, делителями числа 284 служат числа 1, 2, 4, 71, 142; их сумма равна 220.

Пару чисел 220 и 284 стали считать символом дружбы. Мартин Гарднер в книге «Математические новеллы» рассказывает о том, что в Средние века имели хождение талисманы с выгравированными на них числами 220 и 284, якобы способствующими укреплению любви. Некий арабский нумеролог сообщает об обычае вырезать числа 220 и 284 на плодах, один из которых влюбленный съедал сам, а другой давал съесть предмету своей страсти, как своего рода математическое средство усиления любовного влечения. Первые теологи отмечали, что в Книге Бытия Иаков отдает в подарок брату своему Исаву 220 животных — «двести коз, двадцать козлов».

Теологический смысл

По мнению теологов, число животных, равное одному из чисел, образующих дружественную пару, свидетельствует о любви Иакова к Исаву». Носовский и Фоменко обратили внимание, что в «Сказание о 150-ти псалмах» написано: «Псаломскую же книгу себо истязати остало есть, в пять книг жидове разделяют, яко же бытейския пятотворне. От первого псалма, даже до четыредесятого едину вменише книгу. От четыредесять же и перваго, вторую. От седмьдесят и втораго, до осмьдесят осьмого, третию. От осмьдесятнаго и девятаго, до ста и пятого, четвертую. От тогоже даже до конца – пятая». (Псалтырь учительная. Почаевская типография, ХIХ в. (без года издания). Имеется современное репринтное переиздание Московской старообрядческой митрополии, напечатанное в 2003 году. На церковно-славянском языке., лист 73 предисловия, оборот.) 

Авторы пишут: «Русский перевод: «О книге псалмов осталось сказать следующее. Иудеи разделяют ее на пять книг, так же, как и бытейское Пятикнижие (то есть Пятикнижие Моисея, первая книга которого называется «Бытие» – и отсюда и название всего Пятикнижия: «бытийское» – Авт.) От первого псалма до 40-го идет первая книга (Пятикнижия). От 41-го – вторая. От 72-го до 88-го – третья. От 89-го до 105-го – четвертая. От него же до конца – пятая». Далее они делают вывод: «до ХV века ПСАЛТЫРЬ НАЗЫВАЛАСЬ ПЯТИКНИЖИЕМ ». (Носовский Г.В.,Фоменко А.Т. Царь Славян.- СПб.: «Нева», 2004, с.451) Думаю, следует уточнить авторов в том, что по крайней мере до 1636, когда в текстах встречалось слово Пятикнижие – это подразумевалось Псалтырь. Ведь не могли появиться дружеские числа в Торе, до открытия Ферма в 1636.

Что значит для канонической истории признания написания Пятикнижия после 1636? 

Р.Дж. Колингвуд (1889-1943) в исследовании “Идея истории” писал о христианском хронологе Евсеи Памфиле: “В своих “Хрониках” он ставит перед собой задачу создать универсальную историю, все события которой включены в единые хронологические рамки… Его работа была компиляцией, но она очень сильно отличается от компляций языческих ученых…так как ее вдохновляет новая цель – доказать, что события, хронологически упорядоченные таким образом, образуют закономерную последовательность, в центре которой – рождение Христа”.
К этому замечанию можно добавить, что по существующей ныне хронологии не только история, предшествующая Иисуса Христу, являет собою ту закономерностью, на основании которой божьей волей появился Иисус Христос, но и вся последующая история долженствует подтверждать правильность и истинность христианства. 
Каким же образом она возникла, такая хронология? 

В Библии в книге Бытия приведена длительность жизни библейских патриархов от Адама до Иосифа. В Книге Судей приведена длительность правления судей. В 1-4 Книге Царств дана длительность правления библейских царей. “Начала”, даты рождения Адама, от которой можно было бы вести хронологию, разумеется, не было, и быть не могло, но зная длительности жизни библейских праотцов от Адама до Иосифа, можно было рассчитать её общую длительность до начала Израильского царства (1-2 книга Царств). Что и сделали христианские хронологи, а далее определили промежуток времени от падения Иудейского царства (4 кн. Царств, 2 кн. Паралипоменон) до Рождества Христова на основании книги Даниила 9; 25-27, где написано: “Итак знай и разумей: с того времени, когда выйдет повеление о востановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины”.

Даниил утверждает, что от повеления о восстановлении Иерусалима, случившегося в конце Вавилонского плена, до Христа насчитывается 7 х (7 + 62) = 483 года. Мистический корень числа 483 – шестёрка (4 + 8 + 3 = 15; 1 + 5 = 6), символизирующая божественную аналогию. Кроме того, число 483 раскладывается на половину числа Бога – 360 и числовой ряд 123, символизирующий начало. Всё вместе понимается как начало, угодное Богу.
Приведу хронологию по Библии. В своём изложении, я воспользуюсь капитальным исследованием Martin Anstey “Romance of Bible Chronology” (MARSHALL BROTHERS, LTD. LONDON, EDINBURGH AND NEW YORK.,1913.)

Автор блога:
Антон Сергеевич Попов

Добавьте Ваш комментарий

[anycomment]