Библиотека Ивана Грозного
По мнению многих историков, археологов и просто искателей приключений
драгоценные книги существуют, только вот как найти их?
Что такое библиотека Ивана Грозного ?
Считается, что либерия Ивана Грозного – это огромная коллекция, которая включала в себя старинные пергаментные книги, древнейшие папирусные свитки. В них содержалось много разного рода информации. Здесь были трактаты и поэмы древних классиков, а еще бесценные фолианты, в которых рассказывалось об истории человеческой цивилизации и даже зарождении жизни на земле.
Такие сокровища, конечно, должны были быть доступны далеко-далеко не всем. Молва гласит, что этот духовный кладезь мудрости по приказу царя был надежно укрыт в подземном хранилище. Царь неторопливо знакомился с содержанием библиотеки, а потом доверенные лица вновь уносили книги в подземелье.
Прошли годы, ушел из жизни грозный царь, и следы Либерии затерялись. Остались только смутные слухи. Воспоминания тех, кто вроде бы имел доступ к свиткам и фолиантам, не конкретны и не вызывают доверия.
Из Константинополя – в Рим
В 395 году прекратившая свое существование Великая Римская империя была разделена на Западную и Восточную Римские империи. В 476 году Восточную империю стали называть Византийской.
Поскольку Рим пал под ударами варваров, пальма первенства перешла к Константинополю, ставшему столицей Византии. Тысячу лет стоял незыблемо на берегах Босфора этот великий город. Он стал крупнейшим торговым и культурным центром огромных земель. Долгое время Константинополь очень сильно влиял на Киевскую Русь, мусульманский мир, а также на европейские страны.
Существует такая поговорка – «Время – лучший коллекционер». За многие сотни лет Византия в хранилищах церковных храмов и в «закромах» императоров накопила большое количество манускриптов разных эпох. Они были ценны не только как исторические документы, но и как духовное наследие. Царствующая династия Палеологов стала обладательницей очень ценной библиотеки
В 1453 году Константинополь был осажден турками. Два месяца осады – и город пал. Может быть, турки уничтожили библиотеку? Ведь мусульмане не могли допустить, чтобы христианские церковные издания уцелели и несли с собой смуту среди населения захваченных земель. Но ряд историков предполагает, что библиотеку все-таки уберегли от гибели.
В обороне Константинополя принимали участие генуэзцы, венецианцы, а также множество наёмников из различных европейских стран. Генуя и Венеция были в то время могущественными городами-государствами. Именно семь генуэзских судов, пять венецианских и пять судов, принадлежавших Константинополю, прорвав турецкую блокаду, ушли в открытое море. Турки корабли не преследовали.
И весьма вероятно, что на одном из судов находились бесценные манускрипты, принадлежавшие византийским императорам. Образованные люди не могли оставить их туркам. Они спасли духовное богатство может быть даже в ущерб материальному. Древние свитки и книги оказались в Риме под присмотром служителей Католической церкви.
Приданое Софьи Палеолог
Далее в судьбе библиотеки появляется новая линия – ее связывают с именем Софьи Палеолог – представительницы византийской императорской династии Палеологов.
Отец Софьи Фома Палеолог правил главной провинцией Византии – Мореей. Византия пала, и семья Палеологов вынуждена была перебраться в Италию. Она нашла пристанище при дворе Папы Римского. Будучи совсем юной, Софья лишилась родителей. Воспитанием девочки и двух ее братьев занялась Католическая церковь, а именно – кардинал Виссарий Никейский.
В 1464 году новым Папой Римским был избран Павел II. Он понял, что в лице юной Софьи приобрел не только финансовый, но и политический капитал. Софья становилась завидной невестой. Мало какая венценосная особа отказалась бы от возможности взять в жены девушку, в жилах которой текла «голубая» кровь византийских императоров.
А женихов уже набралось предостаточно. Однако Папа Павел II не спешил, выбирая самый выгодный вариант. В 1467 году становится вдовцом московский князь Иван III. Вот он-то и стал самым лучшим претендентом на руку Софьи Палеолог. Софья, возможно, даже и не подозревала, какая роль была ей уготована. Папа стремился сгладить противоречия между Католической и Православной церквями, а также усилить свое влияние на востоке. Софья становилась связующим звеном в этом нелегком деле.
И вот Павел предлагает Ивану III взять в жены Софью Палеолог. Правда, приданого у невесты нет. Но это не главное. Московскому князю надо принять во внимание то, что его будущая жена – представитель династии, которая без малого двести лет правила Византией.
Но приданое все же было. Им стала коллекция древних книг и свитков. Она принадлежала Софье по праву, ведь собиралась многими поколениями ее предков. Портрет девушки был отправлен в Москву. Князю Ивану невеста понравилась. Софье в ту пору было всего 14 лет. Длинный путь до Москвы, различные условности, придворные этикеты заняли много времени, и ко двору жениха Софья прибыла только через три года.
К тому времени Софья подросла и проявила свою волю. Приехав в Москву, она отреклась от католичества и приняла православие. Надежды Папы Римского не оправдались. Бесценное духовное богатство в виде манускриптов прибыло в Москву вместе с Софьей. Предание гласит, что убоявшись пожаров, великая княгиня повелела схоронить книги и свитки в подвале церкви Рождества Богородицы. Считалась та испокон веков домовой церковью великих княгинь в Московском кремле, поэтому величайшая коллекция всегда находилась под рукой у новой жены Ивана III.
Переводчик Максим Грек и пастор Иоганн Веттерман
Софья Палеолог скончалась в 1503 году, а следом ушел из жизни и великий князь Иван III. Власть перешла к Василию III – сыну Софьи и будущему отцу Ивана Грозного Считается, что при князе Василии манускрипты перевели на русский язык. И славные эти деяния приписывают Максиму Греку, известному переводчику того времени.Так оно было или нет – не известно. А известно то, что Максим Грек провел в Москве не один год. Под личным присмотром (считай, и контролем) он переводил различные тексты.
Что содержалось в этих текстах – также неведомо. Установлено, что вроде бы перевод шел с греческого на русский. Переводчик успешно справился с поручением князя, чем заслужил его похвалу. На этом месте тоненький ручеек информации о библиотеке Ивана Грозного «пересыхает». Только в самом конце XVI века появляется что-то новое о судьбе Либерии.
Рижский бургомистр Франц Ниештедт в своих записях ссылается на немецкого пастора Иоганна Веттермана. Вроде бы он пришелся по душе Ивану Грозному своей праведностью и набожностью. В 1570 году царь пригласил Веттермана в Кремль, а спустя немного времени решил показать гостю свои книжные сокровища, хранившиеся в подземелье.
В сопровождении трёх дьяков пастор проследовал в хранилище. Ему показали огромное количество древних книг на латинском, греческом и еврейском языках. Иоганн Веттерман помнил и имена сопровождавших его служителей: Андрей Щелкалов, Никита Висковатый и Никита Фуника. Двоих из них казнили в 1571 году, третьего же, Никиту Фунику, также лишили жизни – на несколько лет позже. Видимо, библиотека Ивана Грозного находилась под присмотром именно этих людей. После их смерти всякие следы этого ценного хранилища затерялись.
Многие исследователи высказывали предположение о том, что Иван Грозный повелел перевезти библиотеку в Александровскую слободу. После кончины царя Либерию никто и в глаза не видел. А что если царь после сокрытия библиотеки, по традициям того времени отдал приказ уничтожить всех, кто имел какое-либо отношение к строительству тайника для библиотеки? А главным доказательством, что Либерия не вымысел долгое время продолжали оставаться записи Франца Ниештедта.
Наполеон тоже искал Либерию
В 1724 году некий московский пономарь Конон Осипов рассказал, что его знакомый дьяк поделился с ним знаниями о том, что под Кремлем в подземном хранилище хранятся очень ценные книги. Информацией заинтересовался Правительствующий Сенат. Были посланы люди, организованы земляные работы. Копали долго и много, но найти ничего не смогли.
Но не только русские исследователи интересовались судьбой Либерии. Когда Наполеон вошел в Москву, он отдал распоряжение найти древние книги в подвалах Кремля. Книги французы не нашли. Свою лепту в загадочную судьбу царской библиотеки внес и немецкий профессор права Вальтер Клоссиус. В 1834 году он издал так называемый «Список Дабелова». Христофор Дабелов был профессором Дерптского университета. Вроде бы в старых архивах он обнаружил таинственный список, в котором перечислялись названия древних манускриптов, очень редких. Профессор высказал предположение, что список составил Иоганн Веттерман – после того, как покинул Москву.
Клоссиус сомневался в подлинности списка. Ведь перед ним был не подлинник, а копия. Оригинал пропал. Причину его исчезновения Дебелов объяснить не смог. Историк Николай Лихачев (1862-1936) заявил, что Либерия – не вымысел. Она должна где-то существовать, воспоминания Веттермана лично у него не вызывают сомнений.
Много времени посвятил исследованиям, касающимся Либерии, археолог и историк И.Я. Стеллецкий. Он изучал планы Московского Кремля разных эпох, знакомился с большим количеством архивных документов. В тридцатые годы прошлого века под его руководством на территории Кремля велись раскопки под двумя башнями. Однако продолжить работы Стеллецкому не удалось: поступил приказ деятельность свернуть. Это было время наступающих политических репрессий.
Кто ищет – тот найдет?
Долгое время о судьбе царской библиотеки никто не вспоминал. В 1995 году поиски Либерии вновь стали на повестку дня у тех, кто интересуется прошлым нашего государства. Поиски идут и в наши дни. Их ведут не только историки, но и диггеры (самодеятельные исследователи подземелий). Называют много предполагаемых мест, где может храниться библиотека. В ряду адресов на первом месте, конечно, московский Кремль. Здесь большой интерес представляют Арсенальные башни, в поле зрения исследователей попала и Тайницкая башня, та, что у Кремлевской набережной. Были и такие версии – манускрипты спрятаны под колокольней Ивана Великого или, может быть, под Соборной площадью. Ничего не найдено.
Существует также предположение, что библиотека Ивана Грозного спрятана в музее-заповеднике Коломенском – бывшей царской вотчины. В ней Иван IV регулярно праздновал свои именины. Это сотни гектаров земли с церквями и постройками. По приказу царя в этом месте вполне могли устроить подземное книгохранилище.
Город Александров Владимирской области – это бывшая знаменитая Александровская слобода. Было время, когда ее считали негласной столицей Русского государства. Именно отсюда Иван Грозный управлял опричниной, именно отсюда исходили царские указы.
В списке вероятных адресов Либерии находится и древний город Вологда. Иван Грозный планировал создать на этих землях оплот опричнины. Тогда началось строительство вологодского кремля, однако оно не закончилось. А может, царь велел перевезти драгоценную библиотеку именно в Вологду? Никто этого до сих пор не подтвердил.
Либерия Ивана Грозного – одна из величайших загадок истории, не только российской, но и всемирной. Никто не знает, была она или нет. Может, это просто легенда? Так хочется, чтобы многолетние поиски библиотеки увенчались успехом. И тогда нашим современникам откроется кладезь древней мудрости.