Святая Троица
Древнейшая из всех, что нам известны – древнеегипетская Троица. Самая главная триада или большая триада Абидоса состояла из Осириса, Исиды и Хора. Эта триада была наиболее популярной и почитаемой во всем Египте (менее значимые египетские триады: Птах, Сехмет и Нефертум составляли мемфисскую триаду; Амон, Мут и Хонсу – фиванскую).
На левой иконе сидят (слева направо): Гор, Осирис, Исида. На иконе справа в том же порядке стоят: Гор, Осирис и Хатхор.
Многие египтологи ошибочно считают Исиду и Хатхор разными богинями. На самом деле Хатхор – это та же богиня Исида, но представленная в образе Богоматери. Само имя Хатхор (ХАТ-ХОР) переводится как “Дом Гора”, а Гора, как известно, родила Исида, причём посредством непорочного зачатия. Следует обратить внимание на фетиш Исиды – трон, – стоящий на её голове и похожий на ступенчатую конструкцию. Нам это далее пригодится.
В Древнем Египте также существовал канон изображения матери Гора – Исиды, держащей младенца на руках.
В эпоху, традиционно считающейся христианской, этот образ не утратил своего значения и был популярен как в светском изобразительном искусстве (“Мадонна с младенцем”), так и в церковном иконописном каноне.
Культ высшей божественной триады существовал не только в Древнем Египте – в соседних царствах встречаются аналогичные и скорей всего заимствованные из Египта культы. В Угарите Троица была известна под именами Илу, Асирату и их сыном Йамму (а также Балу, Анату и Йарих). В Междуречье почитали Энки, Инанна и Думузи, с одной стороны, и Энлиль, Нинлиль и их сын Нанну (Син), с другой стороны.
Троица не обошла стороной и Древнюю Грецию, хотя её культ был не столь выражен, как в Древнем Египте. Тем не менее, в древнегреческой теологии легко угадываются древнеегипетские корни. У Геры – самой могущественной богини Олимпа – супругом выступает её же брат – Зевс, в чём усматривается коннотация с Исидой и Осирисом. Гера по аналогии с Исидой рожает третьего бога триады посредством непорочного зачатия – Гефеста (по другой версии Ареса).
В индуизме верховная божественная триада – тримурти, – представляет собой единый трехликий персонаж, объединяющий Брахму, Шиву и Вишну.
Таким образом, как легко видеть, один из важнейших символов христианства – Троица – имеет древние корни и проделал длительный путь пока не приобрёл традиционный канонический вид. Современная интерпретация Троицы основана на Новом Завете (Евангелие от Иоанна) и выглядит следующим образом: Бог Отец является творцом всего сущего (видимого и невидимого), Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца, Бог Дух Святой исходит от Бога Отца. Важно заметить, одна из центральных ипостасей древней божественной триады, символизирующей женское начало, вытеснена в христианском догмате о Троице довольно размытым понятием Святого Духа. Кроме того, в христианстве уживаются два различных представления о Троице, – “новозаветная” с “ветхозаветной”. Цитата из православной энциклопедии:
«Поскольку христианская традиция на протяжении веков настаивала на неизобразимости Бога-Отца, непосредственное изображение Троицы появляется в византийском и древнерусском искусстве сравнительно поздно, в XV-XVI вв.; ему предшествуют символические изображения, среди которых наиболее распространенным было изображение Гостеприимства Авраама (Явления Аврааму трех ангелов Быт XVIII, 1-16). Православная традиция рассматривает это событие как откровение Аврааму триипостасного Бога в ангельском образе (в отличие от католической, опирающейся на Августина). Предельного совершенства этот иконографический тип достигает в “Троице” Андрея Рублева, воплотившей в символическом образе трех ангелов всю возможную полноту догматических представлений о триипостасном Боге».
Любопытно, но иконография именно ветхозаветной Троицы относится к канонической (т.е. строго следовало определённому набору правил) в отличие от новозаветных иконописных сюжетов – “Новозаветная Троица” и “Отечество”. Это обстоятельство даёт прекрасную возможность произвести в ветхозаветной Троице более или менее точную интерпретацию персонажей.
Православная энциклопедия не объясняет, кого и что символизируют ангелы, и почему вдруг Создатель предстает в виде трёх ангелов. Однако напрашивается явная параллель с Новым Заветом, когда по случаю рождения Иисуса в Вифлеем прибыли волхвы. В Ветхом Завете, напомню, ангелы явились, чтобы благословить Сарру на рождение Исаака. Таким образом, попутно вскрывается символический смысл новозаветного явления волхвов – в их лице явился сам Саваоф, представленный в виде триипостастного Бога в обличии волхвов (царей).
Появление Вифлеемской звезды можно объяснить коннотацией с древнеегипетскими сакральными текстами – рождение Христа, прообразом которого был Осирис, как и в случае с Осирисом, должно сопровождаться появлением на восточном небосклоне звезды, которая и ассоциировалась с рождением и восхождением в Царство Небесное Осириса. В Книге мёртвых прямо говорится: “Осирис – это звезда, появившаяся на восточном небосклоне”.
Опираясь на древние представления о Троице, можно сделать вывод о том, что она олицетворяет концепцию Отца, Матери и Сына. Так в египетской триаде богов роль отца принадлежала Осирису – одному из самых почитаемых богов Древнего Египта. Мать была представлена в образе богини Исиды и её воплощением под именем Хатхор (Дом Гора). Она почиталась как самая мудрая и могущественная богиня из всего пантеона богов; её статус соответствует христианской Богородице, родившей Сына от непорочного зачатия, – третьего члена триады – солярного бога Гора.
Иконографический канон “Ветхозаветной Троицы” (в котором имелось несколько традиций с небольшими вариациями) позволяет исключить из рассмотрения картины библейских сюжетов иллюстративного характера или другие иконы, противоречащие догмату. Например (мозаика церкви Сан Витале, 546-547гг., Равенна, Италия):
Несмотря на определение Московского Стоглавого собора “писать иконы с древних образов, как греческие живописцы писали, и как писал прп. Андрей Рублев”, наблюдается некоторая вольность иконописцев, допускавших смешение канонов, например с каноном “Гостеприимство Авраама”, и размытие духовного смысла иконы. Думается, что за этим разнообразием скрыты вехи довольно интересной церковной истории, которые, увы, для нас уже потеряны.
Любопытно, что иконописная традиция, которой следовал и Андрей Рублёв (ниже слева), вообще говоря, существенно развивает библейский сюжет, наполняя его рядом характерных деталей. Справа приведена икона XVI века с аналогичной символикой, хотя и имеющая существенные отличия с точки зрения богословской интерпретации. В дальнейшем мы ограничимся лишь интересующей нас задачей выявления морфологической сущности ветхозаветной Троицы.
Ситуация настолько очевидна, что зачастую иконописцы над средним ангелом ставили титлы IC XC(правая икона). Однако любой здравомыслящий человек заметит несуразность, связанную с появлением Иисуса Христа до его собственного рождения. Эту нелепость толковникам приходится устранять, пускаясь во все богословские тяжкие. Если же исходить из принципа преемственности религиозных текстов, атрибутики и символизма, то никаких парадоксов не возникает, подразумевая под Христом его египетского предтечу Осириса.
Перейдём к рассмотрению персонажа, сидящего слева. Из приведённых выше икон можно заметить, что левый ангел ассоциируется с постройкой странной архитектуры. На первый взгляд трудно понять, к чему она здесь и что вообще она означает. В богословской традиции левого ангела принято характеризовать следующим образом: “За левым Ангелом возвышаются палаты – это символ Домостроительства Божия… Левый Ангел облачен в синий хитон и гимантий охристого цвета. Клава нет. Скорее всего левый Ангел – образ Бога Отца, ибо Отцу прилично благословлять Сына Единородного на Жертву. Он кроткий и спокойный, подчеркивает действенное начало Своей Ипостаси”..
Действительно, левый и центральный ангелы склоняют голову друг к другу, но этот жест не вяжется с традиционным поведением двух мужчин по отношению друг к другу. Кроме того, ярко красный гимантий (на иконе Андрея Рублёва он выцвел) говорит не в пользу Бога Отца. Одежды красного цвета традиционно имеют женский символизм, и скорей всего левый ангел – женщина. После этого предположения встречный наклон голов обоих ангелов уже выглядит вполне естественным – ведь в образе сидящего слева ангела представлена Богородица! Тогда выходит, что это – мать Иисуса? Не будем, однако, забывать, что здесь мы имеем дело с весьма древней иконописной символикой, которую удалось более или менее приладить к библейскому тексту. Скорей всего, эта икона вообще не связана с Библией, поэтому столь неоднозначна в интерпретации. Её корни берут своё начало в древнеегипетской традиции представления божественной триады.
Обратившись к ней (самая верхняя древнеегипетская икона слева), можно вспомнить, что супруга Осириса – Исида носила на своей голове характерный фетиш – трон в виде трёхступенчатой конструкции. И в самом деле, на 4-х представленных иконах “Ветхозаветной Троицы” на голове левого ангела громоздится ступенчатое строение с подчёркнутой абстрактной архитектурой, отнюдь не напоминающей “домостроительство”. Из этого следует, что левый ангел – супруга центрального ангела, ставшая символической “правопреемницей” богини Исиды. Исида в своей материнской ипостаси Хатхор (ниже слева) почти всегда изображалась в красном сарафане. Справа – фрагмент папируса с изображением Осириса в наосе со своей супругой Исидой, также представшей в красном одеянии.
Сразу надо отметить – эта икона (“Гостеприимство Авраама”) не относится к каноническим, что позволяет иконописцам некоторую свободу в использовании нехарактерной символики. Судя по всему, когда художник изобразил над левым ангелом строение с двускатной крышей, ему показалось этого достаточным для идентификации (ведь Сарра – в красном хитоне) и представил Богородицу в образе Царицы Небесной, допускающим синий цвет её одежды.
Нам осталось рассмотреть правого ангела, и, как обычно, в первую очередь слушаем богослова: “За правым Ангелом – гора – символ духовного восхождения. …Правый Ангел со склоненной главой и опущенной вниз ладонью как бы дает молчаливое согласие на все совершающиеся на таинственном и непостижимом Совете Святой Троицы. Правый Ангел облачен в синий хитон с зеленоватым клавом и в зеленый гимантий. Плавное, спокойное движение правого Ангела, одеяния светло-зеленого и голубого цветов подобны “веянию тонкого холода”, в котором является Святой Дух. Правый Ангел – Святой Дух”.
Правый ангел – сама кротость и послушание, – вот основной вывод, который можно сделать из приведённой цитаты. Аллюзии священника относительно “Святого Духа” представляются совершенно надуманными. Но в данном случае надо войти в положение человека, для которого никакой иной Троицы, кроме догматической, нет и быть не может. Если же продолжать нашу логику, то она подсказывает очевидный и естественный ответ: правый ангел – сын своих родителей, сидящих перед ним. Отсюда – зелёный цвет гимантия, символизирующего цветущую юность, и подобающее смирение в кругу старших. Осталось выяснить символический смысл скал, нависающих над ним. И здесь нам снова поможет великая египетская триада, включающая сына – солярного бога Гора, родившегося в образе сокола. А соколы, как известно, гнездятся в самых высоких местах, и если рядом находятся горы и скалы, то они становятся естественным местом их обитания.
На этом, собственно, можно закончить расследование, в ходе которого удалось интерпретировать всех трёх ангелов ветхозаветной Троицы, прообразом которой послужила главная триада древнеегипетских богов из Абидоса. Впоследствии, когда центры религии стали всё дальше удаляться от своей исторической родины – Египта, – семантический символизм Троицы претерпел значительную трансформацию, став практически неузнаваемым. Новозаветная Троица оказалась вообще лишена женского начала, хотя в некоторых христианских учениях (ересях) утверждается, что Святой Дух несёт в себе женское начало и изображать его надо не в виде голубя, а – горлицы. Александр Владимиров в своей книге “Кумран и Христос“ по этому поводу пишет: “во всех гностических и апокрифических раннехристианских произведениях Святой Дух в указанной Троице выступает женским началом, порождающим Сына. Богословы церкви … явно затруднялись объяснить брачное сочетание Богоматери-Марии со Святым Духом, или Руах, который в еврейском языке также женского рода”. Хотелось бы ещё обратить внимание на весьма любопытный аспект, касающийся цветовой символики. С левым ангелом – Богородицей – мы разобрались – её символизирует красный цвет, ставший традиционно женским. Цветовой символизм правого ангела – Гора, – кроме зелёного, предполагает и синий цвет. Синий – цвет неба, в котором он парит, синяя корона (хепреш) – повседневная корона фараона-Гора.
Гораздо сложней обстоит дело с центральным ангелом, одетым в красно-синие одежды. Цветовой дуализм соответствует его двойной сущности – земной и небесной (божественной), но здесь легко впасть в заблуждение и допустить ошибку. На самом деле, истинный (сакральный) цвет одеяния Христа-Осириса – белый. Без вариантов. Цвет короны фараона-Осириса (хеджет) – белый, мумия Осириса – белая, одежда Иисуса Христа в кульминационные моменты:
“Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить”.
“Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату”.
Как видим, свой последний путь Иисус совершил в белой одежде. Таким образом, ветхозаветная Троица образует следующую цветовую комбинацию (слева направо):
КРАСНЫЙ – БЕЛЫЙ – ЗЕЛЁНЫЙ (СИНИЙ).