Святая Троица

Форум без цензуры. Разборки, терки
Аватара пользователя
fantazer
Site Admin
Сообщения: 69
Зарегистрирован: Ср фев 05, 2014 9:07 am

Святая Троица

Сообщение fantazer » Ср апр 29, 2015 9:59 am

Древнейшая из всех, что нам известны – древнеегипетская Троица. Самая главная триада или большая триада Абидоса состояла из Осириса, Исиды и Хора. Эта триада была наиболее популярной и почитаемой во всем Египте (менее значимые египетские триады: Птах, Сехмет и Нефертум составляли мемфисскую триаду; Амон, Мут и Хонсу - фиванскую).

На левой иконе сидят (слева направо): Гор, Осирис, Исида. На иконе справа в том же порядке стоят: Гор, Осирис и Хатхор.

Многие египтологи ошибочно считают Исиду и Хатхор разными богинями. На самом деле Хатхор - это та же богиня Исида, но представленная в образе Богоматери. Само имя Хатхор (ХАТ-ХОР) переводится как "Дом Гора", а Гора, как известно, родила Исида, причём посредством непорочного зачатия. Следует обратить внимание на фетиш Исиды - трон, - стоящий на её голове и похожий на ступенчатую конструкцию. Нам это далее пригодится.

В Древнем Египте также существовал канон изображения матери Гора - Исиды, держащей младенца на руках.

В эпоху, традиционно считающейся христианской, этот образ не утратил своего значения и был популярен как в светском изобразительном искусстве ("Мадонна с младенцем"), так и в церковном иконописном каноне.

Культ высшей божественной триады существовал не только в Древнем Египте - в соседних царствах встречаются аналогичные и скорей всего заимствованные из Египта культы. В Угарите Троица была известна под именами Илу, Асирату и их сыном Йамму (а также Балу, Анату и Йарих). В Междуречье почитали Энки, Инанна и Думузи, с одной стороны, и Энлиль, Нинлиль и их сын Нанну (Син), с другой стороны.

Троица не обошла стороной и Древнюю Грецию, хотя её культ был не столь выражен, как в Древнем Египте. Тем не менее, в древнегреческой теологии легко угадываются древнеегипетские корни. У Геры - самой могущественной богини Олимпа - супругом выступает её же брат - Зевс, в чём усматривается коннотация с Исидой и Осирисом. Гера по аналогии с Исидой рожает третьего бога триады посредством непорочного зачатия - Гефеста (по другой версии Ареса).

В индуизме верховная божественная триада - тримурти, - представляет собой единый трехликий персонаж, объединяющий Брахму, Шиву и Вишну.

Таким образом, как легко видеть, один из важнейших символов христианства - Троица - имеет древние корни и проделал длительный путь пока не приобрёл традиционный канонический вид. Современная интерпретация Троицы основана на Новом Завете (Евангелие от Иоанна) и выглядит следующим образом: Бог Отец является творцом всего сущего (видимого и невидимого), Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца, Бог Дух Святой исходит от Бога Отца. Важно заметить, одна из центральных ипостасей древней божественной триады, символизирующей женское начало, вытеснена в христианском догмате о Троице довольно размытым понятием Святого Духа. Кроме того, в христианстве уживаются два различных представления о Троице, - "новозаветная" с "ветхозаветной". Цитата из православной энциклопедии:

«Поскольку христианская традиция на протяжении веков настаивала на неизобразимости Бога-Отца, непосредственное изображение Троицы появляется в византийском и древнерусском искусстве сравнительно поздно, в XV-XVI вв.; ему предшествуют символические изображения, среди которых наиболее распространенным было изображение Гостеприимства Авраама (Явления Аврааму трех ангелов Быт XVIII, 1-16). Православная традиция рассматривает это событие как откровение Аврааму триипостасного Бога в ангельском образе (в отличие от католической, опирающейся на Августина). Предельного совершенства этот иконографический тип достигает в "Троице" Андрея Рублева, воплотившей в символическом образе трех ангелов всю возможную полноту догматических представлений о триипостасном Боге».

Любопытно, но иконография именно ветхозаветной Троицы относится к канонической (т.е. строго следовало определённому набору правил) в отличие от новозаветных иконописных сюжетов - "Новозаветная Троица" и "Отечество". Это обстоятельство даёт прекрасную возможность произвести в ветхозаветной Троице более или менее точную интерпретацию персонажей.

Православная энциклопедия не объясняет, кого и что символизируют ангелы, и почему вдруг Создатель предстает в виде трёх ангелов. Однако напрашивается явная параллель с Новым Заветом, когда по случаю рождения Иисуса в Вифлеем прибыли волхвы. В Ветхом Завете, напомню, ангелы явились, чтобы благословить Сарру на рождение Исаака. Таким образом, попутно вскрывается символический смысл новозаветного явления волхвов – в их лице явился сам Саваоф, представленный в виде триипостастного Бога в обличии волхвов (царей).

Появление Вифлеемской звезды можно объяснить коннотацией с древнеегипетскими сакральными текстами – рождение Христа, прообразом которого был Осирис, как и в случае с Осирисом, должно сопровождаться появлением на восточном небосклоне звезды, которая и ассоциировалась с рождением и восхождением в Царство Небесное Осириса. В Книге мёртвых прямо говорится: "Осирис – это звезда, появившаяся на восточном небосклоне".

Опираясь на древние представления о Троице, можно сделать вывод о том, что она олицетворяет концепцию Отца, Матери и Сына. Так в египетской триаде богов роль отца принадлежала Осирису - одному из самых почитаемых богов Древнего Египта. Мать была представлена в образе богини Исиды и её воплощением под именем Хатхор (Дом Гора). Она почиталась как самая мудрая и могущественная богиня из всего пантеона богов; её статус соответствует христианской Богородице, родившей Сына от непорочного зачатия, - третьего члена триады - солярного бога Гора.

Иконографический канон "Ветхозаветной Троицы" (в котором имелось несколько традиций с небольшими вариациями) позволяет исключить из рассмотрения картины библейских сюжетов иллюстративного характера или другие иконы, противоречащие догмату. Например (мозаика церкви Сан Витале, 546-547гг., Равенна, Италия):

Несмотря на определение Московского Стоглавого собора "писать иконы с древних образов, как греческие живописцы писали, и как писал прп. Андрей Рублев", наблюдается некоторая вольность иконописцев, допускавших смешение канонов, например с каноном "Гостеприимство Авраама", и размытие духовного смысла иконы. Думается, что за этим разнообразием скрыты вехи довольно интересной церковной истории, которые, увы, для нас уже потеряны.

Любопытно, что иконописная традиция, которой следовал и Андрей Рублёв (ниже слева), вообще говоря, существенно развивает библейский сюжет, наполняя его рядом характерных деталей. Справа приведена икона XVI века с аналогичной символикой, хотя и имеющая существенные отличия с точки зрения богословской интерпретации. В дальнейшем мы ограничимся лишь интересующей нас задачей выявления морфологической сущности ветхозаветной Троицы.

Андрей Рублёв, 1411 год

Центральный ангел иконы, как правило, отождествляется с деревом, изображавшимся за его спиной, в чём явственно усматривается коннотация с Христом-Осирисом. Одним из фетишей Осириса являлось дерево (растительность), и согласно некоторым легендам он был замурован в ствол дерева. Христос также был не чужд дерева - он, во-первых, будучи плотником, с ним работал, а во-вторых, был распят на дереве (в ряде мест - повешен на дереве).

Ассоциируют центрального ангела с деревом и богословы: "За центральным Ангелом изображен Мамвриийский дуб, но не иллюстративно, а с особым значением - это древо - Древо жизни, Крестное Древо. ...Средний Ангел облачен в пурпурный хитон и синий гимантий. На хитоне нашит золотой клав. Клав - символ чистоты и совершенства человеческой природы Христа. ... Можно предположить, что центральный Ангел - Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель, Агнец Божий".


Ситуация настолько очевидна, что зачастую иконописцы над средним ангелом ставили титлы IC XC(правая икона). Однако любой здравомыслящий человек заметит несуразность, связанную с появлением Иисуса Христа до его собственного рождения. Эту нелепость толковникам приходится устранять, пускаясь во все богословские тяжкие. Если же исходить из принципа преемственности религиозных текстов, атрибутики и символизма, то никаких парадоксов не возникает, подразумевая под Христом его египетского предтечу Осириса.

Перейдём к рассмотрению персонажа, сидящего слева. Из приведённых выше икон можно заметить, что левый ангел ассоциируется с постройкой странной архитектуры. На первый взгляд трудно понять, к чему она здесь и что вообще она означает. В богословской традиции левого ангела принято характеризовать следующим образом: "За левым Ангелом возвышаются палаты - это символ Домостроительства Божия... Левый Ангел облачен в синий хитон и гимантий охристого цвета. Клава нет. Скорее всего левый Ангел - образ Бога Отца, ибо Отцу прилично благословлять Сына Единородного на Жертву. Он кроткий и спокойный, подчеркивает действенное начало Своей Ипостаси"..

Действительно, левый и центральный ангелы склоняют голову друг к другу, но этот жест не вяжется с традиционным поведением двух мужчин по отношению друг к другу. Кроме того, ярко красный гимантий (на иконе Андрея Рублёва он выцвел) говорит не в пользу Бога Отца. Одежды красного цвета традиционно имеют женский символизм, и скорей всего левый ангел - женщина. После этого предположения встречный наклон голов обоих ангелов уже выглядит вполне естественным - ведь в образе сидящего слева ангела представлена Богородица! Тогда выходит, что это - мать Иисуса? Не будем, однако, забывать, что здесь мы имеем дело с весьма древней иконописной символикой, которую удалось более или менее приладить к библейскому тексту. Скорей всего, эта икона вообще не связана с Библией, поэтому столь неоднозначна в интерпретации. Её корни берут своё начало в древнеегипетской традиции представления божественной триады.

Обратившись к ней (самая верхняя древнеегипетская икона слева), можно вспомнить, что супруга Осириса - Исида носила на своей голове характерный фетиш - трон в виде трёхступенчатой конструкции. И в самом деле, на 4-х представленных иконах "Ветхозаветной Троицы" на голове левого ангела громоздится ступенчатое строение с подчёркнутой абстрактной архитектурой, отнюдь не напоминающей "домостроительство". Из этого следует, что левый ангел - супруга центрального ангела, ставшая символической "правопреемницей" богини Исиды. Исида в своей материнской ипостаси Хатхор (ниже слева) почти всегда изображалась в красном сарафане. Справа - фрагмент папируса с изображением Осириса в наосе со своей супругой Исидой, также представшей в красном одеянии.

На ряде икон, изображающих ветхозаветную Троицу можно видеть, что над левым ангелом не ступенчатое строение, а домики с двускатными крышами:


Но ранее было уже показано, что двускатная крыша относится к богородичной символике, т.е. теперь левого ангела можно с полной уверенностью отождествить с Богородицей и одновременно с "женой" Христа (Осириса), композиционно образующих пару, подчёркивая тем самым супружеские узы.

Встречаются иконы, на которых левый ангел одет в синий гимантий:


Сразу надо отметить - эта икона ("Гостеприимство Авраама") не относится к каноническим, что позволяет иконописцам некоторую свободу в использовании нехарактерной символики. Судя по всему, когда художник изобразил над левым ангелом строение с двускатной крышей, ему показалось этого достаточным для идентификации (ведь Сарра - в красном хитоне) и представил Богородицу в образе Царицы Небесной, допускающим синий цвет её одежды.

Нам осталось рассмотреть правого ангела, и, как обычно, в первую очередь слушаем богослова: "За правым Ангелом - гора - символ духовного восхождения. ...Правый Ангел со склоненной главой и опущенной вниз ладонью как бы дает молчаливое согласие на все совершающиеся на таинственном и непостижимом Совете Святой Троицы. Правый Ангел облачен в синий хитон с зеленоватым клавом и в зеленый гимантий. Плавное, спокойное движение правого Ангела, одеяния светло-зеленого и голубого цветов подобны "веянию тонкого холода", в котором является Святой Дух. Правый Ангел - Святой Дух".

Правый ангел - сама кротость и послушание, - вот основной вывод, который можно сделать из приведённой цитаты. Аллюзии священника относительно "Святого Духа" представляются совершенно надуманными. Но в данном случае надо войти в положение человека, для которого никакой иной Троицы, кроме догматической, нет и быть не может. Если же продолжать нашу логику, то она подсказывает очевидный и естественный ответ: правый ангел - сын своих родителей, сидящих перед ним. Отсюда - зелёный цвет гимантия, символизирующего цветущую юность, и подобающее смирение в кругу старших. Осталось выяснить символический смысл скал, нависающих над ним. И здесь нам снова поможет великая египетская триада, включающая сына - солярного бога Гора, родившегося в образе сокола. А соколы, как известно, гнездятся в самых высоких местах, и если рядом находятся горы и скалы, то они становятся естественным местом их обитания.

На этом, собственно, можно закончить расследование, в ходе которого удалось интерпретировать всех трёх ангелов ветхозаветной Троицы, прообразом которой послужила главная триада древнеегипетских богов из Абидоса. Впоследствии, когда центры религии стали всё дальше удаляться от своей исторической родины - Египта, - семантический символизм Троицы претерпел значительную трансформацию, став практически неузнаваемым. Новозаветная Троица оказалась вообще лишена женского начала, хотя в некоторых христианских учениях (ересях) утверждается, что Святой Дух несёт в себе женское начало и изображать его надо не в виде голубя, а - горлицы. Александр Владимиров в своей книге "Кумран и Христос" по этому поводу пишет: "во всех гностических и апокрифических раннехристианских произведениях Святой Дух в указанной Троице выступает женским началом, порождающим Сына. Богословы церкви ... явно затруднялись объяснить брачное сочетание Богоматери-Марии со Святым Духом, или Руах, который в еврейском языке также женского рода".
Хотелось бы ещё обратить внимание на весьма любопытный аспект, касающийся цветовой символики. С левым ангелом - Богородицей - мы разобрались - её символизирует красный цвет, ставший традиционно женским. Цветовой символизм правого ангела - Гора, - кроме зелёного, предполагает и синий цвет. Синий - цвет неба, в котором он парит, синяя корона (хепреш) - повседневная корона фараона-Гора.

Гораздо сложней обстоит дело с центральным ангелом, одетым в красно-синие одежды. Цветовой дуализм соответствует его двойной сущности - земной и небесной (божественной), но здесь легко впасть в заблуждение и допустить ошибку. На самом деле, истинный (сакральный) цвет одеяния Христа-Осириса - белый. Без вариантов. Цвет короны фараона-Осириса (хеджет) - белый, мумия Осириса - белая, одежда Иисуса Христа в кульминационные моменты:

"Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить".

"Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату".