Категории: Наука

Почему появился бронзовый век

БСЭ III пишет, что «на древнеславянских языках свинец именовался оловом; это название сохранилось в современном чешском языке (Olovo)». Чудинов конкретизирует: «на Руси в конце средних веков СВИНЕЦ назывался ОЛОВОМ, так что польский и русский языки в этом отношении еще не разошлись». (Чудинов В.А.Тайные руны древней Руси.М.: «Вече»,2005, с.117) Кеслер считает, что оловом называли любой выплавленный металл еще в XVвеке: «По-гречески «олвиос» означает «богатый», «счастдивый». Литейное дело, естественно, было весьма доходным производством, откуда и вторичный смысл: олвио= литейщик =богатый. При этом «литье» в ХV веке обозначало любой выплавленный металл. Отсюда и старопольское olow «свинец», и греческое… «сталь». (Кеслер, 85)
Средневековая бронза – это сплав меди и олова. Когда начали добывать медную руду установить невозможно. В некоторых месторождениях медных руд присутствует до 2% олова. При переработке такой медной руды получалась бронза с содержанием до 2% олова. Если процентное содержание олова в бронзе больше 2% – то присутствие олова в сплаве имеет искусственный характер. 

Почему в XVII веке начали различать олово и свинец.

Кеслер пишет: «Олово первоначально начали добывать из оксида SnO2 (касситерит, оловянный камень), поскольку сульфидный минерал станнин Cu2FeSnS4 (изоморфный халькопириту) открыт только в новейшее время. Оловянный камень, высокоплотен, потому концентрируется и встречается в виде россыпей. Сравнительно легко восстанавливается углем. Первую настоящую оловянную бронзу научились выплавлять, по Дейтону, скорее всего, в Восточной Европе (Унетицкая культура), затем на п-ове Корнуолл (Британия). Несмотря на греческое название минерала (касситерос = олово), месторождений касситерита нет ни в Северной Африке, ни на территории Италии, Греции и Турции».
БСЭ III сообщает, что «касситерит (оловянный камень), минерал, оксид олова, SnO2. Название происходит от греч. «касситерос» – «олово». И минерал, и металл описаны еще Плинием Старшим (23–79 н.э.). Олово было завезено в Италию из Корнуолла (Англия) римскими легионерами Юлия Цезаря. Месторождения Корнуолла ныне истощены». БСЭ Ш пишет, что касситерит «встречается в виде тетрагонально-призматических или дипирамидальных кристаллов. Характерны коленчатые двойники с входящим углом между индивидами. В россыпных месторождениях присутствует в виде окатанной гальки («речное» или «аллювиальное олово»).

Разновидности олова

Еще одна природная разновидность – «деревянистое олово», скрытокристаллический агрегат касситерита концентрически-зонального или радиально-волокнистого строения, напоминающий срез дерева. Касситерит – типичный высокотемпературный минерал. Встречается в гидротермальных жилах («жильное олово»), пегматитах, грейзенах (метосоматических горных породах с вкраплениями рудных минералов). Материнской породой всегда служит гранит с высоким содержанием калиевого полевого шпата. Касситерит – главный рудный минерал олова, часто ассоциирует с вольфрамитом, рудным минералом вольфрама.

Несмотря на относительно широкую распространенность, касситерит редко образует промышленные месторождения». (БСЭ) Месторождения касситерита обычно генетически связаны с гранитными породами; наиболее интересные промышленные его скопления характерны для гидротермальных кварц-касситеритовых и сульфидно-касситеритовых жил. В зонах окисления и поверхностного выветривания касситерит устойчив; при разрушении коренных месторождений накапливается в россыпях.

Средневековые месторождения касситерита находились на Британских островах (на Корнуэлле), Саксонии, Богемии. Слово Олово в немецком Zinn, английском Tin, французском Etain происходит от древнегерманского zein – палочка или пластинка. (Олово). Существует мнение, почему олово первоначально называли zein – палочка или пластинка. Это объясняется тем, что олово имеет серебристо-белый цвет, но темнее серебра. Оно немного тверже свинца и очень тягуче – при вальцевании дает чрезвычайно тонкие листы, но проволока из него легко рвется. В обыкновенных условиях оно имеет кристаллическую структуру. При изгибе прутков, палочек или пластинок чистого олова слышен легкий треск — «оловянный крик».

Лингвистическое происхождение

Лингвистический факт свидетельствует о том, что англичане и французы от немцев узнали, что такое олово. Тем самым, сбор олова в россыпях был организован в Англии после того, как богемские рудокопы стали добывать касситерит из гранитной массы.

«Инструменты для работы в каменоломнях состояли из кайла с острием, зубила, лома, клиньев, кувалды и пил с зубьями и без зубьев. На стенах шахт во многих местах еще видны следы, оставленные при работе зубилом. Изготовляли инструменты, по-видимому, всегда из железа. Самую выломку камня производили при помощи железных или деревянных клиньев. После того, как определена, была глыба, подлежавшая выломке, ее отделяли от массива бороздой, шириной и глубиной от 6 до 9 см. Затем в этих бороздах пробивали по прямой линии отверстия для клиньев на равных расстояниях одно от другого. Если работали при помощи железных клиньев, то выломку глыбы производили одновременным вбиванием клиньев в отверстия. При работе же с деревянными клиньями, которые делались из хорошо высушенной древесины, их плотно забивали в отверстия и затем поливали водой — клинья разбухали, глыба откалывалась от пласта. Таким способом выламывали иногда огромные глыбы камня. Так, порог главной двери храма Аполлона в Дидиме имел почти 8 м длины, больше 2 м ширины и 1.5 м высоты». (Максимова) 

Выломку камня с помощью железных или деревянных клиньев можно производить только из мягких пород: известняка и мрамора, но нельзя из твердых пород как гранит. Это отмечают авторы ВИХ: «При этом довольно часто отмечается Богемия как один из центров снабжения оловом бронзовой металлургии. Но месторождения олова там глубоко залегают в гранитах, так что вряд ли они были доступны древнему рудокопу». (ВИХ)

Добыча олова в Богемии и Саксонии началось тогда, когда начали использовать пороховые мины при добыче гранита. «Следующий важный технический шаг в горнодобыче приходится на конец 20-х годов XVII ., когда впервые в Германии был применен метод взрыва породы». (Ястребицкая) Это произошло в 1627 на рудниках Банска-Штьявницах, где впервые в мире был использован порох для дробления горных пород. Тогда обнаружили касситерит. Оловянная и медная руда давали бронзу – сплав тверже меди. Началась целенаправленная добыча оловянной руды с использованием пороховых мин. Использование дорогостоящего пороха при добыче касситерита объясняется тем, что бронза для пушек состояла из 90% меди и 10 % олова. Религиозная 30-летняя война (1618–1648) разрушила оловянную промышленность в Саксонии и Богемии, потому что весь порох уходил на введение военных действий. Производство впоследствии возобновили, но вскоре оно пришло в упадок из-за открытия богатых месторождений в Америке.

Выводы

Суммируем: Впервые олово начали добывать с использованием пороховых мин в Германии в 20-х годах ХVII века. Тогда же начали различать олово и свинец, что зафиксировано было историками. Появилась бронза и само слово «бронза». Так, в письменном английском языке слово bronze появилось в 1645. «В …начале XVII в. появились описания изготовления латуни из соединения меди с оловом. Олово стали широко использовать для лужения поверхности листовой меди и железа». (Ястребицкая) Впервые промышленную добычу олова и его переработку организовал в Англии Andrew Yarranton в 1652. Первые монеты из олова достоинством фартинг и полпенни начали чеканить в Англии в ХVII веке. 


В связи с изложенным, латинское название олова – Stannum или Stagnum – никак не могло войти в употребление в Риме в императорский период, потому что олово от свинца в латинском языке начали различать только в ХVII веке, и следовательно смысл олова «древнелатинское» слово приобрело в этом же столетие. До того, слово Stagnum на латинском языке означало “стоячую воду”, “пруд”, “озеро” и в переносном смысле “море”. (Олово) 
Таким образом, если процентное содержание олова в бронзе больше 2% – то эта бронза выплавлена не ранее 1627. Поэтому не ранее этого времени датируются «древние» китайские, римские и греческие монеты; погребальные курганы скифов, египетские пирамиды, где было найдено олово, и многие другие археологические памятники. 

Появление бронзового века.

«Касситеритами, вероятно, называли сначала все Британские острова. По-видимому, возможность добычи олова на Касситеридах в стародавние времена остается достаточно вероятной. Изучение древних оловянных предметов в Англии показало, что выплавка олова началась на Британских островах в более позднее время. Поэтому американские исследователи сомневаются в существовании там древней добычи оловянных руд Существует мнение, что олово доставлялось с Корнуэлла и с близлежащих островов, ранее называвшихся ”Касситериды”». (ВИХ) Греческое обозначение оловянной руды связано с наименованием Британских островов. Само слово cassiterite появилось в письменном английском языке в 1858. Слово в письменном языке появляется, самое поздние, через 40-50 лет, после его появления в устном языке. Другими словами, по этому показателю, слово cassiterite мог появиться в начале XIX века.

Что тогда начали придумывать древнюю историю Греции и Британских островов в контексте появления «олова»? 
Слово cassiterite появилось в письменном английском языке в 1858, оттого, что только в 1813 датский историк Ведел Синонсен опубликовал гипотезу о каменном, бронзовом и железом веке. Гипотеза не была подкрепленная археологическими данными, но привлекла внимание других ученых. Корякова пишет: «Первые принципиальные хронологические системы создавались, в основном, в XIX в. в русле эволюционной теории. Понятие “железный век” попало в науку не сразу. Его впервые ввел датский археолог К. Томсен (1788-1865), работавший директором Копенгагенского музея. Все памятники, из которых происходили имеющиеся в музее вещи, он распределил на три группы: предметы из камня, бронзы и железа. Сначала эта система вызвала много возражений со стороны традиционно настроенных ученых. Однако она все же была поддержана и вскоре стала общепризнанной. 

Развитие разработки

Разработка периодизации в XIX – начале XX вв. была тесно связана с типологическим методом, одним их основателей которого считается шведский ученый Оскар Монтелиус (1843-1921). Он … в 1885 г. опубликовал результаты своей пятнадцатилетней работы. Ученый разделил бронзовый век на периоды и обозначил проблему начала железного века, подчеркнув, что он наступает только с всеобщим употреблением железа. По О. Монтелиусу, в бронзовом веке Северной Европы выделялось шесть стадий, последняя из которых соответствовала раннему железному веку. В абсолютных датах эта периодизация выглядела следующим образом. Период 1 (1600-1400 гг. до н.э.), Период 2 (1400-1250 гг. до н.э.), Период 3 (1250-1150 гг. до н.э.), Период 4 (1150-900 гг. до н.э.), Период 5 (900-650 гг. до н.э.), Период 6 (650-450 гг. до н.э.)». В ХХ веке появились другие модели периодизации, но они уже существовали в изложенной парадигме.

Мотив исторической фантазии о бронзовом веке прозрачен. Патриарх Моисей написавший Пятикнижие и первый поэт Гомер различают олово и свинец, что датирует их творчество не ранее 1627. О том, что автора Пятикнижия необходимо искать в ХVII веке говорит факт, что «у иезуитов, работавших в конце ХVI века в качестве миссионеров в Китае, Библии еще с собой не было, хотя они и стояли в тесном контакте с Ватиканом. Обращение в христианство осуществлялось на основе катехизисов, т.е. кратких изложений постулатов веры». (Топпер, 260)

О датировке Торы также может свидетельствовать математическое открытие П.Ферма (1601–1665), обнародованое в 1636 году. Сингх пишет: «Одно из открытий Ферма касается так называемых дружественных чисел, тесно связанных с совершенными числами, так восхитившими Пифагора двумя тысячами лет раньше. Дружественными числами называются два числа, каждое из которых равно сумме делителей другого числа. Пифагорейцы совершили необычайное открытие, установив, что 220 и 284 — дружественные числа. Делителями числа 220 служат числа 1, 2, 4, 5, 10, 11, 20, 22, 44, 55, 110, а их сумма равна 284. С другой стороны, делителями числа 284 служат числа 1, 2, 4, 71, 142; их сумма равна 220.

Пару чисел 220 и 284 стали считать символом дружбы. Мартин Гарднер в книге «Математические новеллы» рассказывает о том, что в Средние века имели хождение талисманы с выгравированными на них числами 220 и 284, якобы способствующими укреплению любви. Некий арабский нумеролог сообщает об обычае вырезать числа 220 и 284 на плодах, один из которых влюбленный съедал сам, а другой давал съесть предмету своей страсти, как своего рода математическое средство усиления любовного влечения. Первые теологи отмечали, что в Книге Бытия Иаков отдает в подарок брату своему Исаву 220 животных — «двести коз, двадцать козлов».

Теологический смысл

По мнению теологов, число животных, равное одному из чисел, образующих дружественную пару, свидетельствует о любви Иакова к Исаву». Носовский и Фоменко обратили внимание, что в «Сказание о 150-ти псалмах» написано: «Псаломскую же книгу себо истязати остало есть, в пять книг жидове разделяют, яко же бытейския пятотворне. От первого псалма, даже до четыредесятого едину вменише книгу. От четыредесять же и перваго, вторую. От седмьдесят и втораго, до осмьдесят осьмого, третию. От осмьдесятнаго и девятаго, до ста и пятого, четвертую. От тогоже даже до конца – пятая». (Псалтырь учительная. Почаевская типография, ХIХ в. (без года издания). Имеется современное репринтное переиздание Московской старообрядческой митрополии, напечатанное в 2003 году. На церковно-славянском языке., лист 73 предисловия, оборот.) 

Авторы пишут: «Русский перевод: «О книге псалмов осталось сказать следующее. Иудеи разделяют ее на пять книг, так же, как и бытейское Пятикнижие (то есть Пятикнижие Моисея, первая книга которого называется «Бытие» – и отсюда и название всего Пятикнижия: «бытийское» – Авт.) От первого псалма до 40-го идет первая книга (Пятикнижия). От 41-го – вторая. От 72-го до 88-го – третья. От 89-го до 105-го – четвертая. От него же до конца – пятая». Далее они делают вывод: «до ХV века ПСАЛТЫРЬ НАЗЫВАЛАСЬ ПЯТИКНИЖИЕМ ». (Носовский Г.В.,Фоменко А.Т. Царь Славян.- СПб.: «Нева», 2004, с.451) Думаю, следует уточнить авторов в том, что по крайней мере до 1636, когда в текстах встречалось слово Пятикнижие – это подразумевалось Псалтырь. Ведь не могли появиться дружеские числа в Торе, до открытия Ферма в 1636.

Что значит для канонической истории признания написания Пятикнижия после 1636? 

Р.Дж. Колингвуд (1889-1943) в исследовании “Идея истории” писал о христианском хронологе Евсеи Памфиле: “В своих “Хрониках” он ставит перед собой задачу создать универсальную историю, все события которой включены в единые хронологические рамки… Его работа была компиляцией, но она очень сильно отличается от компляций языческих ученых…так как ее вдохновляет новая цель – доказать, что события, хронологически упорядоченные таким образом, образуют закономерную последовательность, в центре которой – рождение Христа”.
К этому замечанию можно добавить, что по существующей ныне хронологии не только история, предшествующая Иисуса Христу, являет собою ту закономерностью, на основании которой божьей волей появился Иисус Христос, но и вся последующая история долженствует подтверждать правильность и истинность христианства. 
Каким же образом она возникла, такая хронология? 

В Библии в книге Бытия приведена длительность жизни библейских патриархов от Адама до Иосифа. В Книге Судей приведена длительность правления судей. В 1-4 Книге Царств дана длительность правления библейских царей. “Начала”, даты рождения Адама, от которой можно было бы вести хронологию, разумеется, не было, и быть не могло, но зная длительности жизни библейских праотцов от Адама до Иосифа, можно было рассчитать её общую длительность до начала Израильского царства (1-2 книга Царств). Что и сделали христианские хронологи, а далее определили промежуток времени от падения Иудейского царства (4 кн. Царств, 2 кн. Паралипоменон) до Рождества Христова на основании книги Даниила 9; 25-27, где написано: “Итак знай и разумей: с того времени, когда выйдет повеление о востановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины”.

Даниил утверждает, что от повеления о восстановлении Иерусалима, случившегося в конце Вавилонского плена, до Христа насчитывается 7 х (7 + 62) = 483 года. Мистический корень числа 483 – шестёрка (4 + 8 + 3 = 15; 1 + 5 = 6), символизирующая божественную аналогию. Кроме того, число 483 раскладывается на половину числа Бога – 360 и числовой ряд 123, символизирующий начало. Всё вместе понимается как начало, угодное Богу.
Приведу хронологию по Библии. В своём изложении, я воспользуюсь капитальным исследованием Martin Anstey “Romance of Bible Chronology” (MARSHALL BROTHERS, LTD. LONDON, EDINBURGH AND NEW YORK.,1913.)

Recent Posts

Столыпин краткая биография

Петр Аркадьевич Столыпин был выдающимся государственным деятелем Российской империи. Его политика и реформы оказали огромное… Читать дальше

4 месяца ago

Что такое барщина и оброк

Барщина и оброк – это разновидности феодальной зависимости крестьян от землевладельцев, которые появились на Руси… Читать дальше

4 года ago

Гражданская война основные события

Гражданская война в России – это вооружённая борьба между сторонниками и противниками советской власти. Хронологические… Читать дальше

4 года ago

Гражданская война в России 1917 кратко

Гражданская война 1917-1922 годов в России - насильственная борьба за власть между различными классами и… Читать дальше

4 года ago

Участники гражданской войны

Гражданская война – это крупномасштабные вооружённые столкновения между различными политическими и социальными группами России, развернувшиеся… Читать дальше

4 года ago

Биография Корнилова кратко

Лавр Георгиевич Корнилов (1870-1918) — один из самых известных российских военачальников начала XX века, генерал… Читать дальше

4 года ago