Кавалерист-девица Надежда Дурова
Многие из нас хорошо помнят фильм известного режиссера Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». Его главная героиня Шурочка Азарова вызывала своей отвагой искреннее уважение зрителей. На экране Шурочка – красавица – что в бальном платье, что в гусарском мундире. А вот та, кто стала прообразом корнета Азарова, такой, увы, вовсе не была.
Жизнь порой подбрасывает такие сюрпризы, что не знаешь, как к ним относиться. Судьба кавалерист-девицы Надежды Дуровой как раз из такой категории.
Никому не нужна?
Отец Надежды был гусаром (так что она пошла по его стопам). Он командовал эскадроном, богатства не имел. Однажды на постое в одном из городков Полтавской области он познакомился с дочерью помещика Александровича. Родители помещичьей дочери согласия на брак не дали, тогда она вместе с женихом бежала из родительского дома.
Эта романтичная история имела довольно грустное продолжение. Началась долгое, трудное, нищенское скитание в армейских обозах. Пришло время, и молодая жена родила дочку. Однако вид у младенца был так необычен (а скорее, даже страшен), что мать напрочь от ребенка отказалось. Что было делать? Воспитательницей Наденьки стала горничная, а кормили ее крестьянки из тех сел, через которые проезжал эскадрон.
Девочка подрастала, но мать по-прежнему не обращала на дочь абсолютно никакого внимания. Тогда у Надежды появился учитель – фланговый гусар татарин Ахматов. И вот девчушка бесстрашно оседлала коня, а игрушками у нее были… пистолет и сабля, с которыми она вскоре научилась обращаться не хуже взрослых.
Спустя некоторое время у Надежды появились две сестрички. При таком положении дел путешествие по гарнизонам было невозможным, и отец Надежды выхлопотал себе место городничего в городе Сарапул.
Женою быть ей не хотелось
Шло время. Надежде исполнилось семнадцать. Пора было выходить замуж, тем более, что в доме появились женихи. Хоть невеста и была неказиста лицом, все же лестно было получить в жены дочку городничего. Однако Надежду женихи не радовали, двум она категорично отказала. По этому поводу был такой скандал, что девушка вынуждена была бежать из дома и скрываться в лесу, пока гнев родителей не стих. Наконец она стала женой солидного, мирного человека – заседателя Чернова.
Семейная жизнь принесла мучения и самой Надежде, и ее бессловесному мужу. Заседатель Чернов после каждого художества молодой жены бегал к городничему жаловаться, но ничего не помогало.
Зимой 1807 года Надежда исполнила свой супружеский долг – родила сына, которого назвали Иваном. Вскоре супруги уехали из Сарапула, поскольку муж получил назначение в другой город. Тут у Чернова наступила кошмарная жизнь: жена вовсе не хотела становиться смирной, к тому же заниматься ребенком и хозяйством она напрочь отказалась. А потом и вовсе заявила, что возвращается к родителям. Чернов в ответ только перекрестился. Покинув несостоявшееся семейное гнездо, Надежда больше никогда не видела ни мужа, ни сына и совершенно не интересовалась ими.
Встреча с императором
Надо было как-то определяться в жизни. Переодевшись в мужское платье и назвавшись Александром Соколовым, Надежда поступила в один из казачьих отрядов. Солдаты были на вес золота, поскольку началась война с Наполеоном в Пруссии. В битве у Гутштадта Надежда приняла свое первое боевое крещение. Удивительно, но ни пуля, ни штык ее не брали. Она обладала каким-то бесшабашным мужеством, ей и море было по колено, она всегда бросалась в гущу боя.
Эта самая бесшабашность весьма не нравилась начальникам Надежды, за свои лихие поступки она не раз получала выговоры, и, в конце концов, была направлена в своего рода военную ссылку – в обоз.
Деятельному Александру Соколову это было вовсе не по душе. Война закончилась, и у Надежды уже не было возможности опять проявить свои лучшие военные качества. К тому же она потеряла своего любимого коня Алкида. В сердце кавалерист-девицы поселилась глубокая печаль: она не терпела спокойной жизни.
Тем временем в Сарапуле умерла мать Надежды. Отец остался с ребятней на руках, и управляться с ней ему было очень трудно. Тут он вспомнил о Надежде. Но где она скитается? Помог дядька Надежды. Он поделился своими заботами по поводу пропавшей племянницы … с сами государем. Кавалерист-девицу отыскали быстро, и император даже побеседовал с ней (очень удивительный факт!). Выслушав Надежду, император велел инкогнито бравого солдата не раскрывать. Надежда была направлена на службу корнетом в очень приличный Мариупольский полк.
Ординарец Кутузова
Зимой 1809 года Надежда вспомнила о своих родных. Отец и сестры ее с трудом узнали. Перед ними был бравый гусар, который беспрестанно курил трубку и ругался. Отец понял, что хозяйки дома из дочери не получится, а потому не сильно расстраивался, когда Надежда отправилась в полк.
Началась Отечественная война 1812 года. Для Надежды Дуровой участие в ней стало звездным часом. Кавалерист-девица по-прежнему бросалась в самые горячие точки боя, лихо шла в атаку, участвовала в Бородинском сражении. Надежда была ранена в ногу, но из полка не ушла. У нее была мечта – стать ординарцем маршала Кутузова, который был для нее образцом военной доблести. Она предстала лично пред светлы очи ее героя. Кутузов удивился, но ординарцем его Надежда все-таки стала. Правда, счастье длилось недолго: дало о себе знать ранение. Пришлось с военной службы уйти и отправиться в свои далекие, но родные места – в Сарапул.
Опять – одиночество
В 1829 году, возвращаясь из Арзрума, наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин познакомился на Кавказе с молодым человеком, который представился как Василий Дуров. Это был брат Надежды Дуровой. Чем-то Василий походил на свою сестру – был таким же эксцентричным. Он все просил Пушкина подсказать, как можно заработать сто тысяч рублей. Василий добрался с Пушкиным до Москвы, и там они расстались.
Прошло несколько лет (а точнее, шесть), и Пушкин получил письмо из Сарапула. Тот самый Василий просил оказать содействие в напечатании записок Александру Андреевичу Александрову (так теперь именовала себя Надежда Дурова). «Записки» Пушкину понравились.
Со временем сочинения Дуровой увидели свет, но это принесло Надежде мало радости. Она по-прежнему была одинока, ее никто не понимал и не хотел с ней сблизиться.
Судьба уготовила этой странной женщине долгую жизнь. Она все жила и жила, и рядом с ней были только воспоминания о ее героическом военном прошлом.