Военный бромный завод
Пожалуй, нет сейчас дня, чтобы по телевидению не говорилось о событиях на Украине. Но почему-то кажется, что на экране – кадры из художественного фильма. Такого на самом деле быть не может, ведь Россия и Украина – это сестры, которых всегда связывали самые теплые отношения. Вот и в годы Великой Отечественной Россия принимала на своей земле предприятия самого разного плана, стремясь, чтобы они не были разрушены фашистами.
Для военной промышленности и медицины
Поселок Нижний Баскунчак невелик по размеру, но известен чуть ли не во всем мире, поскольку именно здесь находится соленое озеро Баскунчак. Здесь десятилетиями добывали соль. Вокруг озера геологи находили немало месторождений самых разных полезных ископаемых, в том числе и брома. Поэтому не удивительно, что именно в Нижний Баскунчак был эвакуирован с Украины из города Саки бромный завод № 748, относившийся к Наркомату химической промышленности страны. Занималось это предприятие выработкой брома, необходимого для нужд военной и медицинской промышленности. В рапе Баскунчакского озера брома было много (от 400 до 1000 граммов в одном ее кубометре – в зависимости от глубины и места взятия пробы).
На заводе работали хлор-магниевый, бромный и бром-железный цеха. Шла война, поэтому люди работали порой без выходных с продленным рабочим днем (минимум он составлял 10 часов). За малейшую провинность применялись наказания. Опоздал на 10 минут – следовал строгий выговор. А вот нормировщицу Ашерову, которой был предоставлен отпуск для отправки семьи на Кавказ, посчитали дезертировавшей с производства, поскольку с возвратом она задержалась. Дело было решено передать в прокуратуру.
К счастью, не все было так мрачно в те военные годы. Отмечали люди и праздники, искренне радовались трудовым победам. Вот бригада слесарей, выполнившая месячную норму выработки, награждена за стахановскую работу переходящим Красным знаменем. А в честь дня 8 Марта ударницы Меретина, Белоус, Лысенко, Иващенко отмечены «талонами на отрез шерстяного кашемира».
Смотрят с пожелтевших снимков люди
Бромный завод № 748 был секретным, и каждый приходящий сюда на работу должен был получить допуск НКВД, заполнить специальную анкету, которая хранилась в папке с личным делом. Туда же подшивались производственные и политические характеристики… . Смотрят с пожелтевших снимков на анкетах люди. Многих из них уже давно нет на этой земле. Какими они были, чем запомнились?
Вот личное дело заместителя директора завода Ивана Андреевича Орре. В анкете, которую он заполнял много лет назад, есть такие графы: «Сословие и соцпроисхождение», «Образование. Какие языки знаете», «Принадлежность к антипартийным группировкам», «Принимали ли вы активное участие в Октябрьской революции, где и в чем именно выразилось ваше участие», «Служили вы или ваши родственники в войсках белых армий».
И.А. Орре указал, что родом он из крестьян, образование получил в Москве, закончил рабфак, а затем военно-химическую академию имени Ворошилова, член ВКП (б) с 1929 года.Был в биографии Ивана Андреевича такой печальный эпизод – его исключили из партии … как не прошедшего всесоюзную перепись населения. Правда, вскоре партбилет ему вернули. В характеристике указано: «Предан делу партии Ленина-Сталина. Хороший работник». Вот строгая дама в платье с белым воротничком – Елизавета Алексеевна Обухова, начальник смены бромного цеха. Она тоже была рабфаковкой, затем училась в химико-технологическом институте имени Менделеева в Ленинграде.
В анкете Елизавета Алексеевна указала, что владеет немецким языком, имеет двух сестер – Марию, которая работала корреспондентом газеты «Молот», и Феоктисту – секретаря стенографистку в НКВД города Ленинграда. А вот бухгалтеру Новику не повезло: ему секретарь партбюро дал очень нелестную характеристику «В политической и общественной жизни участия совершенно не принимает. Ведет замкнутый образ жизни, в массе не общается. В допуске к секретной и совсекретной работе отказать».
Мы по-прежнему родные люди
Но характеристики характеристиками, а дело делом. Где-то совсем рядом грохотала война (до пылавшего в огне Сталинграда было всего несколько десятков километров). Вражеские самолеты долетали и до далекого степного поселочка, ведь враг, несомненно, знал, какая важная работа здесь ведется. Люди же работали, не жалея сил. Мыслями они часто возвращались на родину, беспокоясь о родных и близких. Но в Нижнем Баскунчаке у многих появились друзья, к эвакуированным украинцам соляники относились очень тепло. Когда пришла пора «бромзаводчанам» возвращаться на Украину, много было слез и теплых слов. Очень долго люди переписывались. И это не удивительно, ведь у них было общее очень важное дело – разгром врага и освобождение родимой Отчизны. Жаль, что Россия для Украины больше как бы и не сестра. Но так думают только незадачливые правители «незалежной», а простые люди не хотят никаких ссор. Разве для этого в годы Великой Отечественной были отданы тысячи и тысячи жизней?