«И В СЕРДЦАХ БУДУТ ЖИТЬ ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ САМЫХ ВЕРНЫХ ТВОИХ СЫНОВ…»
О Великой Отечественной, о героях-защитниках нашей Родины сложено немало песен. Самая известная из них, пожалуй, – «Вставай, страна огромная…» Она родилась в первые месяцы неимоверно тяжелых сражений. А уже в мирное время очень близким сердцу и старого, и малого стал «День Победы». Но вот в ноябре прошлого года, смотря по телевидению передачу, посвященную военной тематике, я услышала песню с такими словами
Кружилась в поле злая осень, шумела поздняя листва.
Их было только двадцать восемь, а за спиной была Москва.
На них чудовища стальные ползли, смыкая полукруг.
“Так защитим Москву, родные!” – призвал гвардейцев политрук.
И за гранатами гранаты, последний бой всегда суров.
“Так за Москву, за нас, ребята!” – последний раз кричит Клочков.
Не пропустили вражьи танки герои Родины своей.
В сырой земле лежат останки, лежат тела богатырей.
Кружилась в поле злая осень, опала поздняя листва.
Их было только двадцать восемь… А за спиной была Москва.
Слова простые, видно, что писали песню самодеятельные поэты. Но сколько в ней любви к Родине, героизма и самопожертвования!
– Эта песня о тех, кто совершил один из самых первых великих подвигов ради свободы нашей Отчизны. Она о героях-панфиловцах, – сказал мне мой прадедушка.
Я студентка, мне всего лишь восемнадцать. Читала много книг о Великой Отечественной, видела немало фильмов. Я горжусь тем, что мой прадедушка тоже был в числе защитников Москвы. Он рассказывал мне о той поре неторопливо, часто смотрел куда-то вдаль, порой подолгу молчал…. А я словно шагала рядом вместе с ним, дышала пропахшим гарью воздухом
… Стоял хмурый, ненастный ноябрь сорок первого года. Гитлер уже строил планы торжеств немецких захватчиков на Красной площади Москвы. Он хотел с ходу захватить нашу столицу. Но этим намерениям не суждено было сбыться. Битва под Москвой стала одним из решающих сражений первого года Великой Отечественной.
На ближних подступах к Москве гитлеровцы сосредоточили огромную воинскую мощь. Крупные танковые силы немцев пытались прорваться к Москве по Волоколамскому шоссе. Ожесточенные бои шли уже буквально в 100-120 километрах от нее. Да, перевес в живой силе и технике был очень велик, но напор врага не сломил боевого духа защитников Москвы. Был получен приказ задержать врага во что бы то ни стало.
В числе других соединений Советской Армии выполнение этой задачи легло и на 316-ю стрелковую дивизию под командованием генерал-майора И.В. Панфилова. Она должна была не пропустить врага на Волоколамском направлении. Один из рубежей этой обороны проходил у железнодорожного разъезда Дубосеково. Именно в этом месте гитлеровцы рассчитывали прорвать оборону советских войск и двинуться к Москве.
Немцы уже мысленно шагали по брусчатке московских улиц. Они хотели молниеносно закончить кампанию сорок первого года. Но просчитались. И еще как просчитались! Бой, который дала 16 ноября под Дубосеково группа истребителей танков 36-й дивизии (состоящая из 28 бойцов во главе с политруком Василием Клочковым), вошел во все учебники истории.
Четыре неимоверно тяжелых по напряжению часа панфиловцы под смертоносным огнем артиллерии и бомбежками с воздуха сдерживали натиск танков и пехоты врага. Большинство бойцов погибли, многие были ранены. Но самонадеянный враг не прошел. Дивизия была награждена орденом Боевого Красного Знамени, а герои-панфиловцы удостоены звания Героя Советского Союза.
Конечно же, при защите Москвы были и другие примеры стойкости советских бойцов, но именно подвиг панфиловцев был самым ярким, именно он поднял не еще большую высоту боевой дух нашей армии.
История о подвиге панфиловцев так заинтересовала меня, что я собрала много материалов на эту тему. В книге, посвященной маршалу Георгию Жукову, мне встретились вот такие его проникновенные слова. Он писал: «Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось мне из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву… Я склоняю голову перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, и не пропустил врага к сердцу нашей Родины, ее столице, городу-герою Москве. Мы все в неоплатном долгу перед ними!”