Афанасий Великий – засада для традиционной хронологии
Афанасий Великий (ок. 298—373) — один из греческих отцов церкви, принадлежавший к александрийской школе патристики. В 325 году Афанасий сопровождал Александра в качестве секретаря в чине диакона на I Никейский собор, где активно участвовал в спорах { или не мог участвовать в своем чине – но помогал }.
Афанасий отстаивал единосущность Христа— эти споры привели к формулировке Никейского символа веры, авторство которого в некоторых позднейших источниках ошибочно приписывается Афанасию {как обычно не вписался в хронологию }
В 326 году после смерти Александра был избран епископом Александрии и начал писать праздничные пасхальные послания, правда с 328 года.
Эти послания выполняли прежде всего утилитарную роль, провинция информировалась о дне пасхи, который сосчитать было всегда не просто. Но там, как правило, были и проповеди, отрывки которых расходились на цитаты по другим богословским работам. В силу этого, о посланиях Афанасия знали, но считали утерянными. В 19 веке, англичане нашли значительную часть посланий на сирийском сведенных вместе с помощью Индекса.
Праздничные послания Афанасия, епископа Александрийского, которые он ежегодно посылал в отдельные города, во все подчиненные ему епархии, — то есть от Пентаполя и нижней Ливии до малого и великого Оазисов, Египта и Августамники, вместе с семью номами верхней и средней Фиваиды
Индекс представляет собой прототип летописи ( летописи так и возникли, как записи на полях пасхальных таблиц), с датами пасхи, фазой Луны иногда традионных дат в эре Диоклетиана и\или по консулам. Для того чтобы произвести проверку датировки в первую очередь обратим внимание на слова самого Афанасия. Одни сомневаются, что Святые Отцы вычисляли ночь астрономического полнолуния, другие не врят, что в Ветхом Завете месяц начинается в полную луну:
Благовременно же призывал Бог сынов Израилевых чрез Моисея к священным празднествам, говоря: три краты в лете сотворите Ми праздник (Исх. 23, 14); из каковых празднеств, возлюбленные, одно есть то, которое ныне предстоит нам, к которому призывают и которое праздновать побуждают нас священные трубы; так святый Псалмопевец заповедует это сими словами: вострубите в новомесячии трубою, в день праздника вашего (Пс, 80, 4). Это слово дает нам двоякое повеление — вострубить трубою как в новомесячие, так и в дни торжественные; оно же делает днем торжества и тот день, в который, в средине месяца, лунный свет достигает полноты, — тот день, который никогда имел прообразовательное значение, как и день труб; а они, как я сказал ранее, призывали иногда к празднеству, иногда же к посту и к брани.
Самый полный свет дает ночь астрономического полнолуния, чисто теоретически астрономическое полнолуние может упасть ровна на 12 часов дня , полдень(+/-погрешность) и тогда лунный свет в предыдущей ночи и ночи следующей будет одинаков, но это чисто теория: заход\восход луны можно наблюдать достаточно точно. Проверка традиционной датировки относительна проста. Мы должны использовать граничные условия, а здесь это 15 луна – когда полнолуние (14-луна) в субботу, а Пасха в воскресенье.
330 год
Индекс: В следующем (330) году: воскресенье [9] Пасхи 24 Фармуфа, в 13 день майских календ, — возраст луны 15, — епакта 17, седмичный день 3.
Послание: …прекратив пост двадцать третьего того же Фармуфа [91] и отпраздновав затем воскресенье (Пасхи) в двадцать четвертый день [92],
Дата: 19 Апреля. От Фарамуфа надо отнимать 5 дней чтобы получить апрельскую дату.
Посмотрим на полнолуние : 04.19 13:30 Sun, Оно днем 19-го апреля в Воскресенье. По всем правилам Пасху надо было переносить на следующее воскресенье. Проблемы традиционной датировки на этом не заканчиваются. Если взять предыдущее полнолуние, то оно случилось 03.21 05:27, 21 марта утром – и это полнолуние по канонам считается пасхальным, хоть и самым ранним в александрийской пасхалии!
333 год
Индекс: В следующем (333) году: воскресенье Пасхи 20 Фармуфа [11], — возраст луны 15 [12], — в 17 день майских календ, — епакта 20, седмичный день 7
Современный комментатор: Пасху в этом году следовало праздновать 27 Фармуфа = 10 майск.кал. = 22 Апреля. возраст луны должен быть 21
Послание: …и прекращаем его[пост] девятнадцатого того же месяца Фармуфа [112], светлое воскресение воссиявает нам двадцатого того же месяца Фармуфа [113];
Дата: 15 апреля.
Полнолуние случится однако же 04.16 18:59 Mon, вечером в понедельник, по пасхальному счету(с 18 часов) во вторник.
Мне жаль ТИ, так же как и вам, но увы..
Возможно, кто-то скажет, что день-два не имеют значения, православная церковь опережает на 2-4 дня и ничего – однако для тех времен это был вопрос выживания конкурирующих конфессий. Смотрим 340 год : Ариане провозгласили пасхальное воскресенье на 27 Фаменофа; а когда они за такую погрешность подверглись посмеянию, то в половине Поста изменили свое мнение и отпраздновали воскресенье Пасхи с нами вместе — 4 Фармуфа