Каблук и стремя для Ивана Ермакова.

Форум без цензуры. Разборки, терки
Аватара пользователя
fantazer
Site Admin
Сообщения: 69
Зарегистрирован: Ср фев 05, 2014 9:07 am

Каблук и стремя для Ивана Ермакова.

Сообщение fantazer » Ср апр 29, 2015 9:48 am

Иван Ермаков - на «свободной площадке» сайта НХ - интересуется каблуками в связи с предполагаемой невозможностью использовать без оных стремя. Хотелось бы поделиться предположениями по этой теме.
Держаться в седле без стремян, или каких либо заменителей последних и на скаку - невозможно (если под седлом конь, а не мул или ослик, конечно). Я думаю, первоначально всадники просто привязывались к седлу или подпруге.

«... В.В. Арендт фантастически истолковал ремень подпруги коня на Чертомлыкской вазе как мягкие стремена на коротких отростках, пришитых снизу к подпруге. Ремень сделан «стремевидным» только на музейных копиях, в оригинале свободно свисает тонкая золотая ленточка...» (1)

«Ленточка», ремень, или тросик не видно и не важно – это единственная изображаемая деталь, позволяющая галопирующему всаднику, привязавшись, не расшибиться наверняка.

На следующем этапе появилось «протостремя» - ремень, вшитый в сапог наподобие такого:
«В 1996 г. во время раскопок автора на Верхнесалтовском могильнике №4, в катакомбе №22 были найдены остатки пары войлочно-кожаной обуви. ... Основа «сапога» была изготовлена из войлока, о чем свидетельствует наличие войлочного тлена от нижних частей изделий. Голенище сохранилось лучше, так как в этом месте любая обувь меньше изнашивается, кроме того, здесь войлок был прошит горизонтальными строчками и укреплен изнутри кожаной основой. Сверху вниз по внешней стороне голенища была пришита полоска кожи шириной 1,7-2 см. Изнутри голенища этот ремень был прикреплен к кожаной основе и спускался вниз к ступне. Возможно, он пропускался под ступней и затем выходил на верхнюю часть стопы. Этот способ крепления косвенно подтверждается находками отдельных обрывков ремней шириной 1-2 см в тлене войлока. Такой способ крепления ремня служил прочному соединению верхней и нижней частей «сапога». Вместе с ремнем на левом «сапоге» была найдена бронзовая квадратная пряжка (1,7x1,7 см), служившая для крепления ремня с внешней стороны ноги в районе щиколотки. Еще одна бронзовая пряжка вытянуто-лировидной формы размерами 2,2 xl,5 см найдена среди остатков голенища второго «сапога».» (2)
Ремень, вшитый в сапог и пропущенный вокруг ступни, это уже «стремя», которое, лишь нужно крепить к седлу или подпруге карабином или пряжкой. Особенность такого кавалерийского сапога – его утяжеление и, возможно, неудобство в пешем ходе, но зато он сразу выявлял в своем «носителе» всадника и воина (должно и носился с гордостью). Такой сапог-стремя не исключает возможности тяжелой кавалерии, но для всадника в тяжелом доспехе (например, из пластин копытного материала, как у «сарматских» катафрактариев) появляются проблемы «восседания». Для этого случая появляется односторонняя «полка» на ремнях, крепившаяся к седлу и служившая ступенькой.
«..С.И. Вайнштейн доказал, что предшественником стремени была временная односторонняя (слева) подножка. Её делали в экстренных случаях: раненым, больным, беременным.(!) ... В цзиньской могиле 302 г. в Чанша (Китай) было 14 статуэток лошадей. Их твердые сёдла с высокими вертикальными луками не имеют стремян. Но на четырёх статуэтках из 14 слева (на коня садились слева) висят подножки. [6] При езде они свободно болтались против середины голени всадника. Вероятно, к ременной петле была привязана палочка, чтобы петля не спадалась ... Судя по этим статуэткам, подножки стали делать не только в экстренных случаях, но и постоянно, например, для чиновников в пышной одежде...» (1)
Из концовки цитаты, можно предположить, что верхом могли ездить не только всадники–воины, но и «презираемые» последними «гражданские». Для нужд этих «гражданских» (коим, возможно, не дозволялось носить сапоги-стремена всадников), из симбиоза сапог-стремян и вспомогательных полок-ступеней и появились стремена, как «вещь в себе». Возможно допустить, что на первых порах «самостоятельные» стремена считались уделом сугубо гражданских сословий и презирались в использовании военными – от того и на изображениях воинов всадников, демонстративно игнорировались.
Держать ступню в стремени (да еще ранних образцов) весьма проблематично, поэтому для «гражданских» низших сословий была изобретена пара «каблуков» (ограничивающих скольжение ступни в стремени) на каждую деревянную «сандалину» - гэта. (Надо заметить, что ТИсториками, считается, что «самостоятельные» стремена появились в Японии или Корее.) Дальнейшее развитие стремян и каблуков легче просматривается через Мятеж против Системы, поддерживаемой военным сословием и последующие войны (17-19 века) победивших мятежников с территориями, удерживаемыми военным сословием старой Системы (казаки, татары, самураи,..).