supernovum.ru

история в историях
Текущее время: Пт апр 28, 2017 12:32 am

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: ПомпеЯ или Чивита?
СообщениеДобавлено: Ср фев 05, 2014 10:14 am 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: Ср фев 05, 2014 9:07 am
Сообщений: 29
Обычно в подтверждении того, что на холме невдалеке от Торре Аннунциаты располагался город Помпеи, погибший в начале нашей эры, приводят следующую надпись, найденную вроде на том же холме.

EX AVCTORITATE
IMP. CAESARIS
VESPASIANI AVG.
LOCA PVBLICA A PRIVATIS
POSSESSA T. SVEDIVS CLEMENS
TRIBVNVS CAVSIS COGNITIS ET
MENSVRIS FACTIS REI
PVBLICAE POMPEIANORVM
RESTITVIT.


В переводе это звучит так: «По приказу императора Цезаря Веспасиана Августа трибун Тит Сведий Клеменс, проведя расследования и проверив размеры, вернул городу Помпеям общественную землю, занятую частными лицами», что позволят вроде точно и однозначно установить название и время гибели города.

Дата нахождения данной надписи, 20 августа 1763 года, впервые полностью отражена в работе Дж. Фиорели[1], опубликовавшем в 1860 году отчеты о раскопках Помпеи в XVIII веке.

Отчет за данное число написан на испанском языке, приведем перевод из неопубликованной книги Андреаса Чурилова.
Цитата:
«20 августа [1763 года] - В том же месте текущего [месяца] 16 числа встретилось туловище статуи из белого мрамора человека одетого в тогу без головы и отдельно две руки, у левой кольцо и папирус: к этой статуе принадлежащая голова, была найдена 21 мая этого же года. И нашел также другую часть статуи белого мрамора одетую в тогу, множество обломков колонн, с хорошо сохранившейся великолепной ионической капителью из известняка. Кроме того нашел пьедестал из травертина, размерами 5 пальм на 2 пальмы и 2 м. пальмы в ширину [ок. 1м х 0,4м х 0,14м – Прим. Авт.], со следующей надписью».
Данная запись интересна тем, что несет информацию, как о статуе с характерными признаками кольцо на левой руке и папирус (вероятно, имеется в виду свиток папируса), так и размер пьедестала с надписью.

В более ранней работе Каноника Иорио [2] опубликованной в 1828 находим следующее замечание, относящееся к статуе и соответствующей надписи.
Цитата:
«В 1763 году, возле стены, которая образует угол улицы, обнаружили мраморную статуя одетого в тогу, которая находилась на уровне гораздо выше, чем старый пол. Она имела рулон (свиток) в левой руке и кольцо на пальце той же руки. На пьедестале, служившем для устойчивости статуи, располагалась надпись, что трибун Т. Клеменс Сведий по приказу императора Цезаря Веспасиана Августа, проведя расследования и проверив размеры, вернул городу Помпеям общественную землю, занятую частными лицами»
В примечании относительно надписи утверждается «В Королевском музее Бурбонов в галереи надписей», то есть вроде надпись имелась в то время в музее Неаполя, кроме того о статуе говориться, как о целой.
В книге Каноника Иорио нет ссылок, откуда данная информация у него появилась, наиболее вероятно, что из работы К. Бонуччи.
В 1827 году вышла книга Карло Бонуччи «Описании Помпеи Карло Бонуччи архитектора» [3] в этой книге, вероятно, впервые идут ссылки на отчеты раскопок XVIII века. (Доступно только данное издание на титульном листе обозначено «3-е издание», для полной уверенности необходимо просмотреть 1-е и 2-е издания).
К. Бонуччи, в своей книге, приводит следующую информацию по интересующему нас вопросу.
Цитата:
«Жилище Фругиев (Frugi) заканчивалось переулком, который шел вдоль берега, в сторону берега моря. В углу, располагался пьедестал, на котором была размещена консульская статуя, (в настоящее время в Королевском Музее). Он принадлежал трибуну Т. Сведию….»
Данное сообщение характерно тем, что автор дает ссылку откуда пришла соответствующая информация, и он конкретно ссылается на запись в журнале раскопок Фр. Ла Вега от 16 августа 1763 года, а у Дж.Фиорелли соответствующая информация проходит под 20 августа и никаких записей от 16 августа нет. Ни о каких отличительных признаках найденной статуи Бонуччи не упоминает, но латинскую надпись воспроизводит полностью.

Таким образом, фиксируется время появления информации о статуе Клеменса Сведия и о пьедестале с надписью это 1827 год, то есть через 64-е года после якобы обнаружения данных артефактов.
Бытованию самой надписи без относительного упоминания материального носителя мы обязаны Винкельману.
В своей работе «Сообщение о последних открытиях в Геркулануме» [5] изданной впервые в 1764 году он приводит надпись Клемента Сведия и дает только следующее пояснение.
Цитата:
«Истинное местоположение Помпеи, наконец-то определяется по следующей надписи, найденной в августе 1763 года. До тех пор, совсем не было никаких указаний, кроме амфитеатра имевшего вид овальной впадины. До раскопок месторасположение (Помпеи) было сомнительным, и то, что вначале там не было обнаружено никаких доказательств это определенно; но эта надпись, и новые открытия, которые там были сделаны, и о которых я буду здесь говорить, наконец-то рассеяли любые сомнения по данному вопросу».
Никаких упоминаний о статую и на чем была написана надпись, он не упоминает.
Далее полезно посмотреть, может правда в Неаполитанском музее реально завалялась статуя Клеменса Сведиса и соответствующий пьедестал. Смотрим путеводители по Неаполитанскому музею 2-ой половины 19 века [6], под редакцией Доменико Монако хранителя древностей данного музея.

И видим.

В изданиях путеводителя на итальянском языке, то есть родном языке автора, за 1874 и 1876 годы никаких сведений о статуе Клеменса Сведия и соответствующей надписи не упоминается.
И только в издании за 1901 год имеем, под номером 6235 имеется статуя Клеменса Сведия из Геркуланума. (но не из Помпеи, и никаких отличительных признаков для данной статуи не сообщается, о наличии соответствующей надписи так же сведений не дается)
Немного отличную картину наблюдаем в издания путеводителя на английском языке, под редакцией того же автора, но с соответствующей редакцией переводчика. Доступные издания, начиная с 3-его, то есть с 1883 года.
Имеем в 3-ем, 4-ом, 5–ом изданиях одну простую фразу, под номером 6235 в музее расположена небольшая статуя Клеменса Сведия из Геркуланума.
А начиная с 6-ого, 1893 года издания, начинаются уточнения. В самом 6-ом издании уже написано, под номером 6235 небольшая статуя Титуса Сведия Клеменса из Помпеи! И приводится следующее пояснение. «Эта статуя была найдена на пьедестале на улице гробниц в Помпеи. Внизу статуи была следующая надпись…» и приведен английский перевод стандартной латинской надписи.
Впервые статую квалифицируют, как появившуюся из Помпеи.

В 10-ом издании 1905 года под номером 6235 уже пишут: «Сведиус Клеменс. Небольшая статуя. На пьедестале написано …» воспроизводится стандартная латинская надпись и перевод на английский. То есть вроде в музее реально появляется и статуя и пьедестал с надписью.

Стоит еще отметить путеводитель, изданный на французском языке, то есть с соответствующей редакцией переводчика. Все переиздания проследить пока нет реальной возможности, но доступное 5-ое издание за 1890 год содержит следующую любопытную информацию.
Цитата:
«6235. Сведиус Клеменс. В левой руке он сжимает свиток папируса. Жест другой руки показывает, что он обращается с речью. Статуэтка. (Геркуланум)»
То есть в данном издании дан один из характерных признаков статуи Сведия Клеменса, статуя вроде получается с руками, то есть целая. Но отмечается, что данная статуя из Геркуланума.
Вот так к началу 20-ого века в Неаполитанском музее начинает появляться статуя Клеменса Сведия и соответствующая надпись.

Далее полезно вспомнить, что Эрнест Бретон в первом издании 1855 года своей книге «Помпеи описания и изображения»[ ] отметил еще одну странность, связанную со статуей Клеменса Сведия:
Цитата:
«В том же углу возвышался пьедестал, на котором стояла статуя трибуна Тита Сведия Клеменса, а также надпись, находящаяся сейчас в музее, но заменённая в Помпеях копией».
То есть где-то в середине XIX века, у Геркуланских ворот реально находилась пьедестал с надписью, который Э. Бретон называет копией и, по его мнению, в музее должен был находиться оригинал.
На самом деле реальность существования копии подтверждается и сообщениями русских ученых.
В. Классовский в своей книге «Помпея и открытыя в ней древности, с очерком Везувия и Геркуланума» утверждает:
Цитата:
«Из жилища Цицерона или вернее Фругиева, к прежнему взморью вел переулок, на углу которого стоит низенький пьедестал для статуи, и на нем следующая надпись: Трибун Т. Сведий Климент, произведя по повелению императора Кесаря Веспасиана следствие, и вымерев городскую землю, захваченную частными людьми, возвратил ее общине Помпеицев».
Сама латинская надпись воспроизведена автором в тексте.
А в книге А. Левшина «Прогулки русского по Помпеи» изданной в 1843 году, приводится сама латинская надпись и сообщается, где она расположена: «Против того же дома [Цицероновой виллы] на улице на пьедестале»

То есть в сороковые годы XIX века просматривается реальное существование пьедестала с надписью стоявшего вблизи Геркуланских ворот. Такая копия реально существовала, остается открытым вопрос, куда данная копия подевалась?
В настоящее время у Геркуланских ворот такого пьедестала нет. Возможно, данный пьедестал перекочевал в Неаполитанский музей, а на замену ему была найден и оставлен на месте, у Везувианских ворот, столбик с соответствующей надписью.
Когда впервые, появляется копия в виде пьедестала, у Геркуланских ворот пока выяснить не удается.

Но можно проследить немного другой вариант связанный с материальным носителем данной надписи.
В 1755 году была основана Геркуланская Академия одной из задач, которой, была систематизация материалов раскопок и публикация материалов раскопок. Давайте посмотрим, когда Геркуланские академики узнали и приняли, что Чивита в древности носила название Помпеи. Для этого надо взглянуть на их фундаментальный труд «Объяснение древностей Геркуланума» изданный в восьми томах за период времени 1757-1792 годы.

Отрезок времени, когда переменились взгляды академиков на название раскопанного города, определяется достаточно просто. В шестом томе, изданном в 1771 году, в самом конце на странице 345 читаем «Furono trovate in Civita la anno 1769», то есть, найдено в Чивите в 1769 году и на 355 странице «Fu trovato in Chivita nel Luglio del 1767», то есть, найдено в Чивите в июле 1767 года. Таким образом, в начале 70 годов XVIII века, академики еще не знали, что в 1763 году получено наглядное подтверждение о существовании Помпеи.
А вот в седьмом томе, изданном в 1779 году, с самого начала все находки подписаны таким образом «ritrovate nelle scavazioni di Pompei» (найдено при раскопках Помпеи).
И есть одно замечательное свидетельство, которое вносит понимание, почему именно в данный промежуток времени академики изменили свои взгляды на название раскопанного города.

В книге «Письма из Италии описывающие манеры, обычаи, древности, живопись и т.д. этой страны, в 1770 и 1771 годах» второе издание 1777 год, том второй. Автор в письме, датированным 9 февраля 1771 года описывает свои впечатления от посещения Помпеи.
Цитата:
«Одни из ворот и улица города в настоящее время полностью очищены; ворота построены в большей степени в той же самой манере, как обычные ворота провинциальных городов Англии; широкая арка в середине, с маленьким арками на каждой стороне для пешеходов. Здесь я должна сделать отступление, чтобы ознакомить Вас, что к тому времени, когда мы достигли этой части города, наши шпионы так устали от нас, им пришло время обедать, так, что они оставили нас на попечение только одного человека, который, когда они повернулись к нам спинами, пожалуй несколько смягчился по отношению к нам, и разрешил делать работу и наблюдения, которые мы хотели; однако, он очень опасался, что его самого увидят, и часто поворачивался во все стороны, рассматривая, не появится ли кто-либо в его поле зрения; тем временем М. - скопировал в свою записную книгу следующую надпись, которая вставлена в стену прямо за воротами, пока наш гид избегал видеть его:
EX. AUCTORITATE. IMP. CÆSARIS. VESPASIANI.
AUG. LOCA. PUBLICA A PRIVATIS POSSESSA. T.
SUEDIUS. CLEMENS. TRIBUNUS. CAUSIS. CONGNI-
TIS. ET. MENSURIS. FACTIS. REIPUBLICÆ. POMPEI-
ANORUM. RESTITUIT.»
Таким образом, в 1771 году, в стене вблизи Геркуланских ворот была вставлена надпись, как видим ни о каком пьедестале здесь речи не идет.
Вероятно данная, недавно вставленная табличка и послужила поводом для Геркуланских академиков окончательно утвердить, что Чивита это древние Помпеи. Однако дальнейших следов надписи вставленной в стену, в настоящее время, найти, пока не удается.
Вот такая запутанная детективная история случилась с широко рекламируемой надписью, из которой весь ученый мир узнал название и время гибели Помпеи.

Сначала Винкельман, по слухам, придумал, затем археологи реализовали идею в камне, первый вариант пластина для туристов то ли не очень понравился, то ли по другим причинам потерялся, затем в какой-то момент 19-ого века появилась копия в виде пьедестала, затем и она исчезла, но появился столбик у Везувианских ворот. Ну а потом для любимых туристов нашли еще два идентичных столбика. И теперь любой турист может а любой точке Помпеи полюбоваться столбиками Клеменса Сведия.

Чего только для туристов не сделают настоящие специалисты.


Е. Н. Шуршиков 5 мая 2011.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ПомпеЯ или Чивита?
СообщениеДобавлено: Пт фев 24, 2017 8:17 am 
Не в сети

Зарегистрирован: Чт фев 23, 2017 10:56 am
Сообщений: 1
Помпея или Чивита?
Прочитал эту статью в разделе Консилиум. Интересно.
Прочитал еще несколько статей, тоже интересно.
Но возник вопрос, почему у большинства статей нет источника публикации, автора?
Может быть Вы это все сами написали?


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron