Черный квадрат Малевича

Что такое квадрат Малевича? В начале восьмидесятых годов позапрошлого века во Франции молодой писатель и издатель Жюль Леви  придумал «Салон Непоследовательных». Он объединял, в основном, людей молодого возраста, в большинстве своем художников. «Непоследовательные» держались в стороне от политики, не являлись основателями каких-либо новых течений в искусстве, но зато вовсю издевались над официальными, признанными в буржуазном обществе ценностями. Они не замахивались на работы большого формата, а, в основном,  были авторами смешных карикатур и рисунков абсурдистского направления («непоследовательные» отличались прекрасным чувством юмора, некой долей циничности  и смелости).

Почему черный квадрат?

Первая выставка «Непоследовательных»  открыла свои двери 1 октября 1882 года. Больше всего посетителей удивило полотно, изображавшее абсолютно черный прямоугольник. Называлось оно незатейливо: «Ночная драка негров в подвале». И попробуй, поспорь: ночь  черная, негры черные, в подвале сплошная темнота. Автор полотна Пол Билход не заморачивался какими-то сверхидеями, он просто шутил.

Черный квадрат Малевича

Идея Билхолда пришлась по душе другому художнику-шутнику – Альфонсу Алле. Ко второй выставке «Непоследовательных» он подготовил  картину «Малокровные девочки, идущие к первому причастию в снежной буре». Естественно, это был – белый прямоугольник. На третьей выставке Алле представил уже красный прямоугольник – «Апоплексические кардиналы, собирающие помидоры на берегах Красного моря». Потом последовали синий, зеленый, серый прямоугольники, сопровождавшиеся остроумными названиями.

Билхолд и Алле, говоря современным языком, не позиционировали свои произведения как что-то абсолютно новое в искусстве, а потому никак их не рекламировали. Поэтому о них со временем забыли, а вот Казимира Малевича, автора «Черного квадрата», до сих пор помнят и считают одним из основоположников «нового живописного реализма».

Смысл картины Малевича

В декабре 1915 года в Петрограде открылась выставка с претенциозным названием «0,10». Название это родилось из идеи Малевича о «сведении всех предметных форм искусства к нулю и переходе «за ноль» (чем непонятнее, тем лучше). Малевич не только принял активное участие в «0,10», но и подготовил манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». Манифест этот продавали  на выставке всем желающим. «Картина,  говорили участники выставки, – есть новая концепция абстрагированных реальных элементов, лишенных смысла…»

На выставке было представлено 39 работ. Здесь впервые был явлен публике «Черный квадрат».

Выставка вызвала неоднозначные оценки в обществе. Действительно, все эти квадраты, прямоугольники, линии с трудом воспринимались, как  высокохудожественные произведения. Очень негативно  отозвался о новом веянии в изобразительном искусстве известный художник А. Бенуа.  Зато сам Малевич, выступая перед закрытием  выставки, назвал «Квадрат» своим вторым «я», «живым, царственным младенцем, дитем четвертого измерения».

После выставки «0,10» Малевич становится одним из самых ярких  лидеров русского авангарда. Свой  «Черный квадрат» он называл «голой иконой без рамы», а себя именовал, ни много, ни мало, Председателем Пространства. Пояснений по этому поводу он не давал – каждый из зрителей был волен думать  по этому поводу что хочет.

Черный квадрат

После  «Черного квадрата» последовали «Красный квадрат» и «Белый квадрат».

О живописи тут речь и не идет. Малевич писал по этому поводу: «Живопись давно изжита, а сам художник – предрассудок прошлого» (себя он, конечно, в виду не имел).

История картины в эпоху революции

«Мы наш мы новый мир построим», – заявляли строители нового общества. Первые годы после Октябрьской революции были временем невероятной свободы творчества. Рождались и гасли новые идеи, новые направления, новые формы. Но «недолго музыка играла». Авангардистам пришлось сначала потесниться, а потом и вовсе сойти с арены, поскольку пришло время коммунистической культуры. Рождался соцреализм. Работы Малевича и его друзей не могли найти место  «в буднях великих строек». Можно было не только потерять зрителей, но и жизнь. Малевича арестовали, но просидел он в тюрьме недолго – помогли товарищи. В 1930 году последовал новый арест –  теперь Казимир провел за решеткой уже несколько месяцев. А потом все, что было сделано художником, признали «чуждым идеям коммунизма». Тут уж советские критики постарались на славу.

Как ни странно, но на закате жизни Малевич писал нормальные реалистические пейзажи и портреты. Может быть, он просто устал от своей оригинальности, а может, ощутил всю прелесть обычной живописи, которую так яростно отвергал?

Автор блога:
Антон Сергеевич Попов

Добавьте Ваш комментарий

[anycomment]