Становление хронологии в XV – XVI веках нашей эры

Темой настоящего сообщения является рассмотрение ключевого периода в становлении хронологии – XV – XVI века нашей эры.

Кратко напомним традиционный взгляд на становление мировой хронологии (по материалам работы Кругликовой Г.И «К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ХРОНОЛОГИИ»- “Проект Ахей”, опубликованной в 21.09.2004

htonologia

«Византийская  эра от «сотворения мира» с эпохой эры 1 марта 5508 г. до н.э. «долгое время имела хождение наряду с другими эрами от сотворения мира, окончательно же победила в Византии в середине IX века, ко времени распространения христианства среди славян. Древняя Русь приняла летосчисление в готовом виде.

В 525 г. (241 г. эры Диоклетиана) римский монах, папский архивариус, скиф по происхождению Дионисий Малой, составляя I таблицу пасхальных циклов, отошел  от хронологии Ветхого Завета и сделал собственные расчеты даты рождения Христа. Он отказался от принятой тогда эры Диоклетиана на основании того, что тот был гонителем христиан и предложил новую эру, которую мы называем эрой Дионисия или нашей эрой.

Согласно Дионисию, эпохой нашей эры является

 1 января 753 г. от «основания Рима»,

43-го года правления Августа,

4-го года 194-й олимпиады, в этот день вступили в свои консульские должности Гай Цезарь и Эмилий Павл.

 С 21 апреля 1 г. н. э. начался 754 г. от «основания Рима»,

с новолуния 10 июня – 1-й год 195-й олимпиады,

 с 1 августа – 44-й год правления Августа. Сам Дионисий начинал счет дней в году с 25 марта («воплощение Господа» – «ab incarnatio Domini»),

а 25 декабря 1 года принятой им эры будто бы родился Христос (12). 

Христианская эра, предложенная Дионисием Малым была использована его современником Марком Аврелием Кассиодором, столетием позже – Юлианом Толедским, а затем и Бедой Достопочтенным. В официальных папских документах датировка «от Рождества Христова» впервые встречается  с 607 г. при папе Бонифации IV,  но только с 1431 г. при папе Евгении IV она стала применяться регулярно, а затем превратилась в официальную хронологическую систему европейских государств.

В 1627 г. Дионисий Петавий (Петавиус) впервые предложил расширить христианскую эру за счет лет до рождества Христова (a. D. – ante Deum) методом обратного отсчета события, т.е. назад от «рождества Христова», применив идею числовой оси с обратной нумерацией.  При этом к 1-му году от Рождества Христова непосредственно примыкает 1-й год до Рождества Христова;  нулевой год не был введен и нулевой на этой числовой оси является только «точка» – граница между концом 60-й секунды 24-го часа 31 декабря 1 г. до н.э. и началом 1-й секунды 1-го часа 1 января 1 г. н.э.  Этот счет лет называется историческим или хронологическим счетом. В 1740 г. французский ученый Жак Кассини предложил астрономическую систему счета лет, введя нулевой год»

«В 1583 г. французский ученый Жозеф  Скалигер, которого считают одним из основоположников современной хронологии как исторической дисциплины, опубликовал «Новый труд об улучшении счета времени», а в 1606 г. – «Сокровище времени». В качестве хронологических расчетов Скалигер ввел непрерывный счет дней, начиная с 1 января 4713 г. до н.э. (эпоха эры), что оказалось удобным при изучении периодических астрономических явлений, значительно облегчило  переходы от одной системы летосчисления к другой и решение многих хронологических задач. Он использовал 28-й, 19-й и 15-летний циклы  и таким образом ввел в обращение период в 7980 лет (28 х 19 х 15 = 7980), названный   юлианским периодом. Предложенная Скалигером система счета дала возможность связать различные календарные эры, выразив их эпохи через юлианские дни.»

«Было создано около 200 эр от «сотворения мира», а отрезок времени от «сотворения мира» до «рождества Христова» в разных вариантах насчитывал от 3483 до 6984 годов, и составлял в среднем около 5500 лет.

Обращает на себя внимание факт начала всех основных эр (Калиюга, Диоклетиана, Хиджры, Джелал-ад-дина) в пятницу, праздничный день у мусульман – йаум аль-джума. Это означает, что все эти эры были рассчитаны в одно время и по одним и тем же правилам, хотя две последние относятся к Ближнему Востоку, а Хиджра является чисто лунным календарем.

Обратим внимание на официальный день открытия Америки – 12 октября 1492 г также является пятницей.

Фактически эра Скалигера состоит из двух независимых частей:

– отступление от начала эры Диоклетиана в прошлое на ближайшее к 5000 число лет, кратное 19 летнему лунному циклу, и нумерация всех дней от 1 января 4997 года до эры Диоклетиана (-4713РХ) при длительности года 365,25 суток;

– нумерация всех дней в эре Диоклетиана при средней длительности года 365,2425 суток.

В числовом выражении для 1 января 1982 года (2.444.971 день юлианского периода по «Астрономическому календарю 1981 г») это выглядит следующим образом:

С 1 января 1 года Скалигера по 31 декабря 4997 года Скалигера полных 4997 лет = 4997х365,25=1.825.154,25 дней

С 1 января 284 по 31 декабря 1981 полных 1698 лет = 1698х365,2425 = 620181,76 дней

1825154+620181,76= 2.445.336

Величина юлианского дня оказалась увеличенной ровно на 365 дней (1 год).

Это означает, что Скалигер вел расчеты своей эры с переходом через 1 год РХ без нулевого года. Для этого случая между 1 января 4713 года до нэ (официальная дата начала эры Скалигера) и 1 января 284 года РХ проходит полных 4996 лет, т.е. 4996х365,25= 1.824.789 дней. При переходе к 29 августа 284 года (начало эры Диоклетиана) получаем 1.825.030 день, согласующийся с современными данными.

Следует особо обратить внимание на то, что юлианские дни в расчетах Скалигера имеют длительность, обеспечивающую продолжительность года 365,25 суток, в то время как фактическая продолжительность года 365,2425  суток. Именно это различие в длительности года даёт различие в одни сутки каждые 128 лет, что привело к 10 дневной разнице с начала эры Диоклетиана до момента григорианской реформы.

Почему Скалигер нумеровал дни в собственной эре, а не воспользовался одной из якобы существующих эр от сотворения мира?

Почему в качестве ключевой даты взял начало эры Диоклетиана, а не дату Рождества Христова, якобы широко распространенную в Европе задолго до этого?

В условиях жесткой церковной цензуры (в 1559 г. появился «индекс запрещенных книг», согласно которому выпуск всех новых книг необходимо было согласовывать с Ватиканом) отказ от якобы узаконенных эр Христа и Сотворения мира был невозможен.

Это означает одно – в момент проведения Скалигером своих расчетов официально узаконенной эры от сотворения мира еще не существовало, и каждый хронолог действовал по своему разумению.

Последующие хронологи не акцентируют внимание на том факте, что в момент осуществления григорианской реформы, убрав 10 дневную разницу в датах, счет дней недели сохранили прежним (из старого стиля).

Вот уже более 400 лет нас пытаются убедить в том, что наши предки на протяжении 2000 лет корректировали продолжительность года введением високоса каждые четыре года, а вот корректировать хронологические расчеты исключением одного високосного дня каждые 128 лет не додумались.

То есть, якобы, во всех европейских странах целых 1300 лет (с начала эры Диоклетиана) с завидным упорством чередование дней недели из года в год считали по количеству фактических оборотов Земли вокруг своей оси (глядя на восход и закат солнца), а вот количество прошедших дней в течение многих лет вычисляли делением количества прошедших лет на среднее количество дней в году (365,25), определенных якобы самим Юлием.

Технически более грамотно было бы пересчитать дни эры Диоклетиана, соответствующие моменту реформы, в прошлое с учетом длительности года 365,2425 суток и сохранением чередования дней недели.

Однако при этом сдвигались бы на 10 дней ключевые даты начала эры (число и день недели, и связанные с ними параметры расчета Пасхалий).

На это отцы церкви не пошли и объявили, что неправильными являются текущие даты, хотя дни недели определены правильно.

hronologia

Тем самым идеологи реформы календаря сохранили для нас (скорее всего, неосознанно) прямое свидетельство того, что эра Диоклетиана такая же расчетная в прошлое, как и эра Скалигера, и рассчитана была в конце XV – первой половине XVI веков, когда разница за счет неточной длительности года еще не превысила одних суток.

Рассмотрим возможный вариант возникновения эры Диоклетиана.

380 – 480 РХ  – Феофил (годы относительные)

437 – 537 РХ – Кирилл Александрийский (годы Диоклетиана)

525 – 625 РХ – Дионисий Малый (по указу папы Иоанна)

Если эра Диоклетиана образована из эры Иоанна III, то должна быть привязка к ключевой дате 1501РХ (открытие Америки, империя Максимилиана) следующим образом:

1501 = 19 N + Д,

где N = целое число кругов Луны,

Д = начальный год эры Диоклетиана в годах РХ (примем во внимание, что 285:19=15 кругов Луны)

Д=0     1501:19= 79

Д= 285  (1501-285):19= 64

Д= 570  (1501-570):19= 49

Начало года (1 марта), действовавшее на Руси до реформы Иоанна III, не соответствует началу года ни в одной эре, действовавшей в то время в Европе: ни от сотворения мира (1сентября), ни эре Диоклетиана (29 августа), ни от основания Рима (21 апреля), ни эре от рождества Христова (1 января), ни эре олимпиад (1 июля).

Согласно работе Г.Сердцева «Какой сейчас век в России?» имеющиеся на сегодня самые древние, прямо датированные, образцы пушек (дата изготовления  – 1605 год) и колоколов (1536) не позволяют судить о способе представления цифр, месяцев и летоисчислении на Руси ранее 1492 года.

Небольшое количество памятников (надгробные плиты и колокола), подлинность надписей на которых вызывает большие сомнения, свидетельствует о начале датирования предметов эрой от сотворения мира (запись семи тысяч лет в виде специального знака ~З перед датой) в конце XVI века или даже в XVII веке.

Прямое датирование монет на Руси началось в 1596 г при Федоре Ивановиче в виде букв РД =104 и прекратилось в 1617 год (НРКЕ =125).  Датирование монет возобновилось в 1696 году  в виде СД(Г) =204 Петром Алексеевичем и осуществлялось в буквенном виде до 1700 года (СН=208).

В 1701 датирование монет было переведено на европейское летоисчисление от рождества Христова в виде АΨА=1701, которое продолжалось до перехода на арабские цифры в 1718 году (АΨЗI=1717).

На древнерусских предметах (иконы и др.) XII – XV веков, а также Византийских иконах, хранящихся в Третьяковской галерее, отсутствуют даты и краткие обозначения цифр.

В Европе до Скалигера самой распространенной была эра Диоклетиана в буквенно-цифровой записи в пятерично-десятичной системе (римские цифры).

Хиджра сначала была солнечной, откуда произошли названия месяцев привязанные к зимнему и летнему сезонам, которые перекочевали в лунную Хиджру с ее плавающими по году месяцами.

То, что Скалигер синхронизовал свою эру с началом эры Диоклетиана, а не с РХ якобы существовавшей задолго до этого, однозначно говорит о том, что при нем узаконенной РХ еще не было, а, вероятнее всего, одной из первых расчетных эр РХ являлась сама эра Диоклетиана.

С учетом моего сообщения по началу всех основных эр в один день (пятницу), получается, что все они были рассчитаны в одно и то же время, где-то после Скалигера.

Михаил Городецкий в 2006 осуществил перевод на русский CYCLUS DECEMNOVENNALIS DIONYSII «ДЕВЯТНАДЦАТИЛЕТНИЙ ЦИКЛ

Рассмотрим несколько цитат данного перевода.

«Incipit cyclus decemnovennalis, quem Graeci Enneacaidecaeterida vocant, constitutus a sanctis Patribus, in quo quartas decimas paschales omni tempore sine ulla reperies falsitate; tantum memineris annis singulis, qui cyclus lunae et qui decemnovennalis existat. In praesenti namque tertia indictio est, consulatu Probi junioris, tertius decimus circulus decemnovennalis, decimus lunaris est. Начало девятнадцатилетнего цикла, называемого греками эннеакаидекатерида и установленного святыми Отцами, из которого для любого времени безошибочно найдешь даты четырнадцатых пасхальных [лун] для конкретного года, просто сообразив, какой цикл луны и какое девятнадцатилетие идет. Именно, текущий третий год индикта, консульство Проба Младшего [525 г.н.э.], является тринадцатым в девятнадцатилетием цикле и десятым в лунном круге.»

В данной цитате речь идет о «золотом числе» 13, которое соответствует 241 году Диоклетиана, который соответствует 525РХ. Десятый лунный круг соответствует 6033 СМ (525 РХ), хотя эра от сотворения мира явно нигде в тексте не упоминается. Коэффициент пересчета СМ в РХ – 5508.

«ArgumentumV. Decyclo decemnovennali.

Si vis scire quotus sit annus circuli X et IX annorum, sume annos Domini, ut puta, DXXV, et unum semper adjice, fiunt DXXVI. Hos partire per X et IX, remanent XIII. Tertius decimus est annus cycli decemnovennalis. Quod si nihil remanserit, IX decima est.

Аргумент 5. О девятнадцатилетнем цикле.

Чтобы узнать, какой год в цикле 19-летий, возьми годы Господа, скажем 525, и всегда добавляй 1, получится 526. Раздели это на 19, останется 13. Это 13 год в девятнадцатилетнем цикле. Если ничего не осталось, то это 19-й год.»

Для вычисления «золотого числа» в эре Д дата в РХ увеличивается на 1, без объяснения причины расхождения.

«Argumentum VI. De cyclo lunari.

Si vis scire quotus cyclus lunae est, qui decemnovennali circulo continetur, sume annos Domini, ut puta, DXXV, et subtrahe semper II, et remanent DXXIII. Hos partire per X et IX, remanent X. Decimus cyclus lunae est decemnovennalis circuli. Quoties autem nihil remanet, nonus decimus est. Аргумент 6. О лунном цикле.

Чтобы узнать, какой идет круг Луны в 19-летнем цикле, возьми годы Господа, скажем 525, и всегда вычитай 2, останется 523. Раздели это на 19, останется 10. Это десятый круг Луны в девятнадцатилетнем цикле. Если ничего не осталось, то это 19-й год.»

10 круг луны соответствует 6033 СМ (525РХ). Здесь используется мнемоническое правило 5510=19х290. Два года для вычисления круга Луны определяются как 5510-5508=2.

Таким образом, из этих примеров следует, что

1) при разработке эры РХ произошла рассинхронизация с эрой Диоклетиана на 1 год, т.е. если бы 1216Д приравняли 1501РХ, а не 1500РХ, то «золотое число» было бы одним и тем же.

2) Используемый при расчете круга Луны коэффициент пересчета СМ в РХ 5508 прямо свидетельствует о написании этой части трактата в начале XVII века, так как ранее использовался коэффициент 5500.

«Палея (от греч. Palaiós – ветхий), напис. 1406 года, устав. в два столбца, в лист, 208 листов. Срав. Оп. рукоп. Рум. Муз. № ССССLIII л. 1–319.

Содержит в сокращенном виде свящ. Историю от книги Бытия до половины 3 книги Царств и пророчества Давида и Соломона о Новом Завете. К библейским сказаниям приложены богословския толкования, направленныя преимущественно против Жидов и отчасти против Магометан, выписки из книг апокрифических и других.

Для заглавия оставлен пробел. В Опис. рукоп. Рум. Муз. № СССLХІ Палея сия приписана Иоанну Дамаскину, а в Опис. рукоп. гр. Толст. отд. 1, 78 и V, 50 – Иоанну Златоустому. Вероятно, которая нибудь из сих надписей была в подлиннике, с котораго писана наша рукопись, но писец усомнился приписать тому или другому, потому что оба упоминаются (л. 16 об. и 192) в третьем лице.

л. 1. Начинается: Мес. мая в 9 на 10 день, на память св. мученика Патрекея.

Автор блога:
Антон Сергеевич Попов

Добавьте Ваш комментарий

[anycomment]