Отечественный фронт

«Все для фронта! все для победы!»

Этот девиз объединил весь народ,вставший на защиту нашей Родины

Владимировский (ныне Ахтубинский) район, пожалуй, самый большой в Астраханской области. Северо-западная его часть граничит с  Волгоградской областью, поэтому грозное дыхание Сталинградской битвы владимировцы ощущали очень сильно. Особенно отличились железнодорожники и речники.

Дорога-то железная, а люди – золотые

Одной из важнейших задач военного периода была организация бесперебойных перевозок военно-стратегических и хозяйственных грузов. С началом Великой Отечественной войны Астраханская область приобрела важное политическое и стратегическое значение, т.к. являлась  воротами на Кавказ и Среднюю Азию. С осени  сорок первого, когда в результате наступления немцев выбыла из строя главная железнодорожная магистраль (Москва – Курск – Харьков – Ростов – Баку), а затем и  юго–восточная железная дорога, главную роль стали играть Волжский путь и железные дороги Астрахань – Сталинград, Астрахань – Саратов, Астрахань – Гудермес.

Вражеская авиация постоянно наносила бомбовые удары по ж\д линии Астрахань – Верхний Баскунчак – Урбах.

Особенно яростным налетам подвергалась  станция Верхний Баскунчак, находившаяся в сорока километрах от поселка Владимировки. На Баскунчакский ж\д узел было совершено в 2 – 2,5 раза больше налетов, чем за всю войну на любой из крупных железнодорожных узлов прифронтовых дорог. После первых же бомбежек станционный поселок сгорел, люди ушли за несколько километров в степь, железнодорожники построили себе землянки. Для обеспечения движения эшелонов с калининского фронта была передислоцирована 15-я железнодорожная бригада полковника В.В. Безвесильного.   Штаб бригады  разместился  вблизи ст. В. Баскунчак.

Особенно трудно и опасно было бороться с пожарами, Но железнодорожники, рискуя жизнью, бросались в пламя. Они гасили горящие цистерны, выносили из огня боеприпасы. Магистралью мужества называли защитники Сталинграда линию Астрахань – В. Баскунчак – Урбах. Впервые за годы войны на этой линии были организованы восстановительные  коман-

ды, сопровождавшие эшелоны. После налетов эти команды немедленно приступали к спасению грузов и  скорейшему возобновлению движения на перегонах. За восстановление железной дороги Астрахань – Урбах  во время Сталинградской битвы полковнику Безвесильному В.В., подполковнику Авдохину А.М. указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Социалистического Труда, многие были награждены орденами и медалями.

все для фронта

На пределе сил

В сентябре 1941 г. началось строительство железнодорожной ветки Владимировка – Паромная. В тех условиях, которые сложились к осени 1941 года, строительство этой дороги имело первостепенное значение. Первый секретарь   Сталинградского обкома партии А.С. Чуянов записал в своем дневнике в 1941 г.: «В соответствии с решением правительства от 12 сентября начинается строительство новой железной дороги Сталинград – Владимировка общим протяжением 180 км. Предстоит огромная работа, но мы должны любой ценой обеспечить выход за Волгу, на железнодорожную линию Астрахань – Саратов. Надо изыскать 25-30 тысяч рабочих и закончить работу  в течение осени и зимы».

Без промедления прибыл железнодорожный строительный отряд №10 народного комиссариата путей сообщения, который возглавил М.Л. Бондаренко. Государственный Комитет Обороны установил жесткие сроки –первую очередь  магистрали надо было сдать до 1 января 1942 года.

180 км железной дороги между районами по территории распределялись следующим образом: Владимировский – около 60 км, Ленинский – 42 км, Средне-Ахтубинский и Сталинградский – около 80 км. Из сел Владимировка, Покровка, Пологое Займище, Солянка, пос. Капустин Яр, хутора Стасов  ежедневно на стройку выходило около 8 тысяч рабочих. Из них 70%  –  женщины  и школьники. Врачи и медсестры круглосуточно дежурили по всей линии стройки.

Строительство дороги велось в очень тяжелых условиях. Люди трудились по 10 – 12 часов в сутки. Работы, в основном, были земляные. Приходилось работать в любую погоду, в дождь и холод, стоя по колено в грязи на пронизывающем ветру. В зимнюю стужу мерзлую землю долбили ломами и лопатами. Машин было очень мало, поэтому землю возили в телегах и на тачках. Насыпь утрамбовывали деревянными приспособлениями, одновременно укладывали шпалы и тянули линию связи. Люди трудились на пределе человеческих сил. Не хватало спецодежды, были случаи перебоев с питанием, не было теплого жилья, грелись в сараях, сколоченных из досок и кусков фанеры. Несмотря на постоянные налеты

вражеской авиации и обстрелы артиллерии первая очередь дороги была построена всего за 72  дня и вошла в строй 27 декабря 1941 года.

Первый секретарь Сталинградского обкома партии А.С. Чуянов писал: «…27 декабря закончилось строительство первой очереди железнодорожной линии Сталинград – Владимировка. Эта важная магистраль связала Заволжье со Сталинградом и всем правым берегом Волги. Построена она, в основном, руками женщин и школьников. Сколько труда и терпения вложили они, работая в дождливые, ветреные и морозные дни и ночи». Эту дорогу строители назвали «женской дорогой». Пошли по ней груженые эшелоны. Они доставляли защитникам Сталинграда боеприпасы, оружие, военную технику и продовольствие.

ДОРОГА-ТО ЖЕЛЕЗНАЯ, А ЛЮДИ – ЗОЛОТЫЕ

Главная  задача

С постройкой  железной дороги Владимировка приобрела важное стратегическое значение. Главной задачей железнодорожников Ахтубы (а станция находилась, по сути, на территории Владимировки) было обеспечить наибольшую пропускную способность железной дороги. Станция подвергалась ожесточенным бомбардировкам. Бомбили не только железную дорогу, но и прилегающие к ней населенные пункты.

Однажды после очередной бомбежки станция Ахтуба была сильно разрушена. Очередным налетом вражеской авиации были подожжены составы эвакогрузов. Под угрозой взрыва оказались два транспорта с боеприпасами. Бригады путейцев вручную растаскивали вагоны. На несколько часов движение поездов затормозилось. Но вновь были проложены железнодорожные пути, и вскоре поток транспорта увеличился.

Командующий Сталинградским фронтом А.М. Еременко писал: « Я очень высоко оцениваю труд железнодорожников. Железная дорога была для защитников Сталинграда воистину дорогой жизни».

Шли бои, а дорога строилась

29 декабря 1941 было принято решение о строительстве второй очереди железнодорожной линии Сталинград — Владимировка. Эта работа продолжалась до июня 1942 года включительно, не останавливаясь даже во время жесточайших боёв за Сталинград.

Железная дорога Сталинград — Владимировка в 1941-43  годах являлась основной артерией доставки живой силы, техники и боеприпасов к Сталинграду и сыграла огромную роль в победе Красной армии в Сталинградской битве.

железная дорога под бомбами

Свинцовые волны волги Не жалея жизни

Тяжелейшие испытания выпали на долю речников. С началом Великой Отечественной войны Волга превратилась в важнейшую коммуникацию по перевозке войск, вооружения, эвакуации мирных жителей, предприятий.

Летом 1942 г. линия фронта проходила в 100-150 километрах от Астрахани. Вражеские самолеты бомбили город и суда, идущие с грузами с Каспия по Волге. Волго-Каспийский канал, плес реки Волги от устья до Саратова превратились в арену борьбы морских и речных транспортных судов с самолетами противника.

Команды судов, подвергаясь постоянным бомбежкам и обстрелам, круглосуточно доставляли военно-стратегические грузы в места назначения, проявляя образцы героизма и мужества.

Капитан парохода «Сократ» А.И. Кривцов в своих воспоминаниях рассказывает: «В период Сталинградских боев экипаж парохода «Сократ» проявлял мужество и героизм, перевозя под непрерывным огнем артиллерии и минометов, через заминированные участки Волги боевую технику, горючее, продовольствие, эвакуированных и раненых. В неравном бою экипаж сбил два самолета противника. Вторично 24 сентября 1942 года у пристани Владимировка в течение получаса фашисты совершали атаку за атакой на мирный пароход. Но экипаж и в этом бою вышел победителем, сбив три самолета врага. Два самолета фашистов в неравном бою сбил экипаж парохода «Алтай».

В историю тех грозных испытаний вписан героический подвиг экипажа теплохода «Память товарища Войкова». В один из рейсов между Астраханью и морским рейдом с тремя баржами фашистская бомба перебила буксирный трос, повредила бортовую часть и поперечную переборку баржи. Баржа загорелась, тогда капитан теплохода А.А. Лупников приказал расчалить движущиеся по инерции баржи и отвести в сторону горящую. Пожар был погашен. За самоотверженный труд и проявленный героизм при спасении каравана все члены экипажа были награждены ценными подарками, 10 человек из них во главе с капитаном были награждены значками «Почетный работник морского флота».

В годы войны самоотверженность и мужество проявили коллективы судов «Полтава», «Коллективизация», «Самокритика», «Громобой», «Уральск», «Гаситель» и другие.

Шли бои, а дорога строилась

«Днем и ночью битву трудную вели…»

Нижневолжское пароходство имело в поселке Владимировка свою базу. В связи с уходом на фронт многих работников флота было налажено обучение судовым специальностям молодежи и женщин. Команды судов сокращали сроки стоянок, устраняли поломки своими силами, не заходя на ремонтные базы. Труд транспортников был нелегким: приходилось вести суда под обстрелами фашистской артиллерии, под бомбами, по участкам, усеянным минами. В настоящее время в г. Ахтубинске (Ахтубинский район Астраханской области) в память о  подвиге речников прямо на реке установлен монумент.

Волжский флот в 1942 г. перевез для нужд фронта и тыла только на участке Астрахань – Петропавловка – Сталинград около четырех миллионов тонн нефти и нефтепродуктов, сотни тысяч солдат, огромное количество боеприпасов, танков, орудий, сотни тысяч тонн хлеба, соли, леса, угля и других грузов.

Чтобы парализовать перевозки грузов по Волго-Каспийскому пути немцы развернули активные действия по минированию реки. От налетов вражеской авиации гибли пароходы, баржи, буксиры, паромы. Минирование и бомбовые удары авиации противника серьезно затрудняли движение по волжскому речному пути, который стал одной из важнейших коммуникаций, питавших фронт под Сталинградом и обеспечивающей перевозку нефтепродуктов из Баку в центральные районы СССР.

Только в апреле – мае 1943 года фашистами было сброшено в Волгу более 400 мин и свыше 100 мин оставалось из числа поставленных в 1942 году. Последним подорвался на мине недалеко от Владимировки уже в сентябре 1943 года теплоход «Карл Либкнехт». Погибло около 400 человек. Всего за период Сталинградского сражения было потоплено свыше 300 различных судов с грузами и людьми.

В годы войны и после нее на Волге работала экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН), очищая Волгу от затонувших барж и  пароходов. Штаб нижневолжских эпроновцев находился в селе Петропавловке.

В дни героической обороны Сталинграда небольшой паровой баркас «Кочегар Гетман» приписанный к Владимировской пристани, выполнял приказы командования в сложной боевой обстановке. За самоотверженную работу капитан баркаса Маслиев Ефрем Васильевич был награжден орденом

Красной Звезды и медалью «За оборону Сталинграда», механик Хламов Григорий Андриянович – медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда».

Маршал Советского Союза В.И.Чуйков писал: «…я все время считал себя должником перед героями речного флота, которые в самые трудные дни

и часы доставляли 62-й армии то, без чего она не могла бы жить и сражаться…»

Доставляя грузы для фронта и тыла

В условиях приближающегося к Астрахани фронта возникла серьезная угроза запасам горючего и смазочного материала, находящимся на городских нефтебазах, которые постоянно бомбила авиация противника. Для вывоза нефтепродуктов в безопасное место был сформирован караван барж, отправившийся по Северному Каспию в направлении Гурьева. Однако большая осадка груженых барж не позволила провести их вверх по мелкому фарватеру Урала. Тогда коллективы пароходов, барж, нефтеперекачечных станций организовали перекачку нефтепродуктов в Гурьев, проложив по льду нефтепровод.

Секретарь Сталинградского обкома ВКП(б) А.С. Чуянов в своих воспоминаниях «Сталинградский дневник» свидетельствует: «Из Астрахани вверх по Волге предстояло вывести 9,7 миллиона тонн нефтепродуктов. Это была задача большой государственной важности. Первоочередной задачей, стоящей перед астраханцами, было завезти в Москву 350000 тонн высокосортных нефтепродуктов и бензина».

Несмотря на исключительно тяжелую обстановку, волжский флот перевез для фронта и тыла в 1942 г. на участке Астрахань-Сталинград 3 млн. 800 тыс. тонн нефти и нефтепродуктов, сотни тысяч тонн хлеба, соли, угля, хлопка и др. грузов.

В период битвы на Волге речным флотом было переправлено на оба берега 543 тыс. человек военного и гражданского населения, 29,4 тыс. автомашин, 550 тягачей, 840 орудий, 149 тыс. тонн боеприпасов, вооружения

и продовольствия, эвакуировано из опасной зоны 1 млн. 874 тыс. голов скота, 3,5 тыс. сельскохозяйственных машин.

За проявленную доблесть и самоотверженность 251 работник пароходств «Волготанкер» и «Рейдтанкер» в навигацию 1942 г. были отмечены правительственными наградами, 54 человека награждены Военным Советом Сталинградского фронта орденами и медалями.

железная дорога война

Защищая суда от врага

В целях обеспечения безопасности судоходства на участке рейда Астрахани в августе 1942 г. была создана военизированная флотилия. Более 56 баркасов, моторных рыбниц, сейнеров вошли в ее состав.

Для поддержания бесперебойной работы флота по выполнению военных и народнохозяйственных перевозок, сохранения грузов и плавучих средств от минной опасности Астраханский ГКО в своем постановлении от 3 августа 1942 г. просил ГКО СССР выделить дополнительные единицы вооружения и авиации, военных катеров и тральщиков. В результате принятых мер была усилена охрана Астрахани и рейда.

Охрану р. Волги обеспечивал отряд бронекатеров и тральщиков Астраханской военно-морской базы Каспийской военной флотилии. С воздуха астраханский оборонительный обвод прикрывала 289 штурмовая авиационная дивизия, действовавшая в тесном взаимодействии с истребительной авиацией Астраханского дивизионного района ПВО.

Вклад судоремонтников

Перевозки водного транспорта во многом зависели от работы судоремонтных заводов. Перестраиваясь на военный лад, судоремонтные заводы подчинили всю свою деятельность интересам фронта.

Прифронтовая обстановка, частые налеты вражеской авиации вынуждали рассредоточить флот и проводить его ремонт во многих отстойных пунктах.

25 мая 1942 года к причалу завода им. Ленина была поставлена на ремонт баржа «Свияга». По плану на ее ремонт отводилось 2,5 месяца. Однако руководство завода разработало график работ на 30 дней. Через 30 дней «Свияга» вступила в строй. В сокращенные сроки были отремонтированы баржа «Амазонка», теплоходы «Калмык», «Андреев», «Манычстрой» и другие.

Все судоремонтные заводы Астрахани наряду с выполнением государственного плана судоремонта выполняли и специальные военные заказы, имевшие особо важное оборонное значение.

За патриотический труд в период войны около 8,5 тысяч речников были награждены орденами и медалями СССР. Многие работники речного транспорта находились в армии и Военно-Морском Флоте.

Автор блога:
Антон Сергеевич Попов

Добавьте Ваш комментарий

[anycomment]